воскресенье, 1 сентября 2019 г.

ЕГЭ. 2-3. 2020


СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, АДРЕСАТА И СИТУЦИИ ОБЩЕНИЯ. Тестовое задание № 2
1.  Самостоятельное подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста.
            (1) В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа: «Я никому ничего не должен». (2) … повторяют многие, особенно молодые, которые считают себя венцом творения. (3) Не случайно позиция крайнего индивидуализма – признак едва ли не хорошего тона сегодня.
Ответ: их.
2.  Самостоятельное подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста.
            (1) Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества. (2) С моей точки зрения, (…) замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. (3) Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде – разве интернет-коммуникация для них не великое благо? (4) В своё время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, умудрялись убийственно воздействовать на массы. (5)  Да и книга всегда была сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит всё.
Ответ: это.
3.  Самостоятельное подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста.
            (1) Легенда гласит, что Рим был основан в семьсот пятьдесят третьем году до н. э. братьями-близнецами Ромулом и Ремом, и первые двести пятьдесят лет им правили этрусские цари. (2) В пятьсот десятом году до н. э. последний царь был изгнан и была провозглашена республика. (3) (…) возгла­вили два ежегодно избиравшихся консу­ла, которые должны были контроли­ровать друг друга во избежание пре­тензий одного из них на абсолютную власть.(4) Едва ли это правление можно было назвать демократическим: в ос­новном консулов избирали из числа трёхсот богатых аристократов - членов сената; пока Рим оставался небольшим городом-государством, система ра­ботала превосходно.
Ответ: её.
4. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1) Город Константинополь был назван в честь своего основателя римского им­ператора Константина, правившего с триста шестого по триста тридцать седьмой год. (2) Римская империя на за­паде распадалась в течение V в. (3) (…) на грекоговорящих восточных терри­ториях народ Византии, как назывался по-гречески Константинополь, еще тысячу лет считал себя законным на­следником Рима и его цивилизации.
Ответ: однако, но.
5. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1) Военные реформы и искусная дип­ломатия благоприятствовали в десятом веке раз­витию новой фазы византийской экс­пансии, в ходе которой болгары и рус­ские были приняты в лоно православ­ной церкви.(2) (…) в тысяча двести четвёртом году венецианцы спровоцировали крестоносцев на раз­грабление Константинополя. (3) Это был удар, от которого он никогда полно­стью не оправился.
Ответ: однако, но.
6. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1) Первые литературные опыты Даля относятся к тысяча восемьсот тридцатому году. (2) Известность ему как пи­сателю принес сборник русских сказок. (3) (…) главным детищем его литературного труда был четырехтомный толковый словарь, который создавался более пятидесяти лет.
Ответ: однако, но.

7. Самостоятельно подберите местоимённое наречие, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста.
  (1) На северо-востоке от ущелья Дадес расположено красивейшее ущелье Тодра. (2) Дорога туда идет от Тинегира прямо вдоль кристально прозрачной реки Тодра. (3) Высокие финиковые пальмы отбрасывают спасительную тень на вьющиеся растения, масли­ны, грецкие орехи, гранаты. (4) (…), где долина сужается, утесы отвесно под­нимаются на триста метров, а в самом узком месте ущелье едва ли превышает девять метров в ширину. (5) Африканские скальные ласточки кружат вблизи своих гнезд, а в вышине парят величественные орлы Бонелли.
Ответ: там.
8. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста.
(1) Берберы жили здесь и пасли овец задолго до прихода арабов.(2) Счита­ется, что они потомки завоевате­лей из Западной Азии, которые рас­селились по Северной Африке. (3) Они попали в Марокко после X в. до н. э. и были обращены в ислам в начале VIII в. н. э. (4) (…) люди всегда предпочитали быть свободными, жить в горах и, невзирая на суровые климатические условия, строить там укрепления.
Ответ: эти.
9. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста.

(1) Смелость в бою считалась у берберов главной добродетелью. (2) Мужчина-бербер, подозреваемый в трусости, должен был носить специальную шапочку наподобие тюбетейки, и ему разрешали есть (…) после того, как насытятся женщины. (3) За­коны гостеприимства строго соблю­дались, и, если двое берберов вместе отведали хлеб, они защищали друг друга до самой смерти. (4) В 20-х годах  британский путешественник Валь­тер Харрис описывал жизнь бер­берской деревни как «воинствен­ную и мрачную».
Ответ: только, лишь.
10. Самостоятельно подберите сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста.
(1) Берберские женщины всегда были свободнее, (…) их арабские сестры. (2) Горянки ходили без чадры, и у них было гораздо больше шан­сов выйти замуж по любви. (3) Же­нитьба у берберов связана с особой процедурой. (4) Девушки, ярко накра­шенные, подходят, звеня серебря­ными украшениями, к своим потен­циальным мужьям и начинают тор­говаться о размере выкупа. (5) Если им удается договориться, то родители устраивают свадьбу.
Ответ: чем.


1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Древний Египет – одна из колыбелей человеческой цивилизации. (2) Величественные строения, грандиозная ирригационная система, стройная, иерархически строгая организация общества во главе с «живым богом» фараоном, загадочная религия, мудрые и учёные жрецы, кажущаяся неподвижность этой медленно развивавшейся культуры производили сильное, почти магическое впечатление уже на древних греков. (3) Позднее наука внесла многие коррективы в этот образ. (4) Но обаяние осталось.

ОРГАНИЗАЦИЯ, -и; ж. 
 1. к Организовать – организоваться. Участвовать в организации вечера. Добиться организации помощи беженцам. 
2. Разг. Подчинённость определённому плану, порядку; организованность. Порядок и о. в тылу. В армии не хватает дисциплины и организации. 
3.Общественное объединение лиц или государств. Создавать, основывать, распускать, регистрировать какую-л. организацию. Состоять в какой-л. организации. Выйти из какой-л. организации. Массовая о. Общественные организации. О. объединённых наций. Устав организации. 
4. Учреждение, предприятие (обычно непроизводственного характера). Научная о. Строительная, ремонтная, военная о. Творческие организации. О. журналистов, писателей. 
5. Характер строения, устройства, структуры чего-л. Ввести новую организацию планирования. Сложившаяся о. производственных связей. Научная о. труда. 
6. Физическое или психическое строение существа. Слабая, болезненная о. Крепкая, сильная о. Психическая, умственная, душевная о. Кто-л. тонкой, чувствительной организации. 

Ответ: 5.

2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Египет был родиной одной из древнейших систем письма и своеобразнейшей книжной культуры. (2) Египетское письмо, забытое в первые века нашей эры и дешифрованное в 20-хх годах XIX века французским ученым Ж. П. Шампольоном, было трех разновидностей. (3) По-гречески их назвали иероглифика («священные знаки») – изящные стилизованные изображения людей, предметов, животных и растений; иератика («жреческое письмо») и демотика (скоропись, буквально «народное письмо»).



КУЛЬТУРА, -ы; ж. 
1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. 
2. Археол. Общность археологических памятников определённой эпохи в развитии первобытного общества. Трипольская к. 
3. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью и т.п. Мастера культуры. Работники культуры. Выдающиеся деятели русской культуры. Дворец, дом культуры (крупное учреждение, в котором проводится культурно-просветительская работа). 
4. Высокий уровень развития какой-л. сферы человеческой деятельности или условий его жизни. К. земледелия, хозяйствования, производства. К. человеческих отношений. К. быта. К. труда. Физическая к. (укрепление здоровья и совершенствование тела человека путём физических упражнений). К. речи (владение нормами литературного языка, умение использовать выразительные средства языка). 
5. Просвещённость, образованность, начитанность. Повышать свою культуру. Человек высокой культуры. 
6. Спец. Разведение, выращивание какого-л. растения; культивирование. К. картофеля. К. риса. // Обработка, возделывание. К. почвы.
 7. обычно мн.: культуры, -тур. Виды, разновидности разводимых, культивируемых растений. Зерновые культуры. Субтропические культуры. 
8. Биол. Микроорганизмы (совокупность микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в какой-л. питательной среде. К. стрептококка. К. холерного вибриона.
Ответ: 1.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСКУССТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Огромную роль в создании рукописной книги играли художники. (2) С замечательным искусством и фантазией выписывали они инициалы – заглавные буквы. (3) Таковы, например, инициалы Остромирова евангелия. (4) В них проглядывают головы птиц, диковинных животных, человеческие лица.
ИСКУССТВО, -а; ср. 
1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское и. серебряного века.  
2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное и. Сценическое и. Прикладное и. Кино самое массовое из искусств. 
3. Умение, мастерство, тонкое знание дела. И. выразительного чтения. Владеть искусством шитья. 

Ответ: 3.
4. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛИРИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Эпоха Пушкина была конфликтной, как и личная судьба поэта. (2) Уделив этой конфликтности, а иногда и суетности должное внимание, Пушкин находит объединяющую силу искусства, некий «божественный глагол», поднимающий его творчество до высот духовной зрелости. (3) В поздней лирике Пушкина особенно заметна эволюция: от обострения социально-нравственной конфликтности поэта со светским обществом — к высшей философской духовности и даже божественности.
ЛИРИКА, -и, ж.
 1. Один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора; произведения такого рода. Русская классическая л. Л. Лермонтова. Любовная л. 
2. Элемент, часть какого-л. произведения, в котором отражаются мысли и чувства автора. Л. газетной статьи. В романе больше лирики, чем эпоса. 
3. Разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность. Впасть в лирику. Удариться в лирику (стать чувствительным, излишне эмоционально относиться к чему-л.). 
Ответ: 1.

5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДУХ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Пруссия — типичная германская земля, часть германского государства; считается, что Пруссия — традиционно самое чистое воплощение германского духа. (2) Так вот: прусы, которые первоначально населяли эту страну, — вовсе не германцы. (3) Это балтийское племя, родственное литовцам, от которого сейчас уже ничего не осталось. (4) Их, правда, не убивали, просто после захвата они постепенно перешли на немецкий язык. (5) А название осталось их. (6) Так что Пруссия — исторически вовсе не германская земля.

ДУХ, -а (-у); м.
1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. 
2. Внутреннее состояние, моральная сила человека коллектива; душа.  Высокий боевой д. войска. Не падать духом (не отчаиваться). 
3. Основное направление, характерные свойства, сущность чего-л. Противоречить духу закона. Проникнуться духом народа. 
4. По мистическим и религиозным представлениям: бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое), принимающее участие в жизни природы и человека. Добрый д. Лесные духи. 
5. Разг. (обычно в устойчивых сочет.) Дыхание. Д. захватывает. Д. замирает. Перевести д. 
6. Разг. Запах, аромат. На веранде стоял грибной д. Скипидарный д. новых досок. 

Ответ: 3.

6. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАРОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Тот факт, что языки меняются, вообще говоря, очень трудно установить, наблюдая самого себя или окружающих за такой короткий срок, как срок человеческой жизни. (2) Короткий, потому что для истории языка это пустяк. (3) Да, конечно, для отдельного человека это целый век. (4) А для истории народа или истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет — это совершенно небольшой срок. (5) Действительно, за такой срок вы никаких изменений языка не заметите. (6) Правда, при тонком наблюдении можно всё же кое-что уловить.

НАРОД, -а; м. 
1. Население той или иной страны. Американский н. Цивилизованные народы Европы. 
2. Нация, национальность, народность. Народы Африки. Русский н. Трудолюбивый, талантливый н. Народ-созидатель, народ-творец (высок.). Малые народы. 
3. только ед. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой н. Борьба народа за свои права. Выйти из народа. Простой н. Жизненный уровень народа. 
4. только ед. -а (-у). Люди. Огромная толпа народу. В театре было мало народа. 

Ответ: 2.

7. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАМЯТНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


(1) Хорошо известно, что романские языки: французский, итальянский, испанский, румынский — происходят от латыни. (2) Это такой факт, который, думаю, общеизвестен. (3) Для них для всех сохраняется довольно большое количество письменных памятников, так что можно, начиная примерно с III в. до н. э., и даже немножко раньше, читать подряд тексты вплоть до нашего времени.

ПАМЯТНИК, -а; м. 
1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события. П. Пушкину в Москве. П. в честь освобождения страны.
2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в память умершего; надгробие. Могильный п. Установить на могилу п. Надгробный п.
3. Сохранившийся предмет культуры прошлого.  Памятники древнерусской иконописи. 
4. чего. То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т.п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л. Памятники славного исторического прошлого народа. 

Ответ: 3.

8. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) и четвёртом (4) предложениях текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) Разные языки изменяются с разной скоростью. (2) Это зависит от многих причин, они еще не все хорошо исследованы. (3) Но одна, по крайней мере, причина лингвистам довольно известна, хотя ясно, что она не единственная.(4) Она состоит в том, что медленно развиваются языки, которые живут в изоляции. 

ЯЗЫК, -ам. 
1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства.  Розовый длинный я. собаки. 
2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи. Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам. 
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский я. 
4.Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль. Литературный я. Разговорный я. 
5. (чего). Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных.  6. мн.: языки и языки. Устар. Народ, народность. * Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык…
7. ед. вин.: языкаРазг. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. Взять языка. Допросить языка. 
8. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.  Я. рынды.

Ответ: 3.

9. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕХНИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1) За последние двести лет разработана целая лингвистическая техника, которая позволяет устанавливать, каков был язык-предок. (2)  Чем ближе к нам время, язык которого изучается, тем знание полнее. (3) Для более отдаленных эпох такое восстановление, естественно, касается значительно меньшего числа элементов. (4) Так или иначе, мы можем очень далеко проникать в глубь времён.

ТЕХНИКА, -и; ж. 
1.Совокупность орудий и средств труда, развивающихся в системе общественного производства. Передовая, отсталая т. Т. будущего. 
2.Область человеческой деятельности, связанная с изучением, применением и усовершенствованием орудий и средств труда. Работники науки и техники.  3. собир. Машины, механические устройства, автоматы и полуавтоматы. Строительная, военная т. 
4.Совокупность профессиональных приёмов, используемых в каком-л. деле, мастерстве, искусстве. Живописная, музыкальная т. 

Ответ: 4.

10. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во (2) втором  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


(1) Владимир Пропп изучал известные на тот момент сведения о североамериканских индейцах, африканцах, австралийских аборигенах, папуасах Океании и коренных народах Сибири. (2) Он выяснил, что у племён, живших до недавнего времени родовой общиной, были во многом похожие порядки. (3) Общие черты их быта, верований и обрядов обнаружились не только в сказках данных народов, но и в европейском фольклоре. 


ПЛЕМЯ, племени; мн. племена, -мён, -менам; ср. 
1. Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя (кровнородственные связи между членами, деление на роды, общий язык, общая территория).  Племена индейцев. 
2. Народности, связанные общностью происхождения и языка. Славянское п. Германское п. 
3. Устар. Народ, национальность, народность. 
4.только ед. кого или с опр. Шутл. Группа, категория людей, объединённых каким-л. общим признаком. Казацкое п. Канцелярское п. Научное п. 
5. только ед. Происхождение по крови, предкам. Он дворянского племени. Какого он роду-племени? 
6. только ед. Потомство, дети. Вот это всё моё п. Моё п. не даёт мне покоя. 
7. только ед. Шутл. Группа каких-л. близкородственных животных, растений. Птичье п. П. насекомых.
 8. только ед. Спец. Подвид, род, семейство каких-л. птиц, животных. На п. оставлять, отбирать (с.-х.; для получения приплода, потомства). 

Ответ: 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий