7

Классицикация ошибок
Синтаксические нормы. Нормы согласования.
Нормы управления

Справочная информация

Для выполнения задания 7 необходимо знать типичные случаи нарушения синтаксических норм. Материал для расширения речевого опыта  систематизирован по темам. 
Оглавление
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
 Вид ошибки
 Пример
а)
В употреблении рода и числа существительных. 
Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б)
В образовании форм прилагательных. 
Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в)
В употреблении формы местоимения. 
В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г)
В употреблении форм числительных. 
На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д)
В употреблении форм глаголов. 
Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е)
В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 
С детства будущий учёный отличался выдающими способностями.Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж)
В употреблении деепричастий. 
На деревьях сидели птички, весело поя песни. 
Ошибки в употреблении предлогов
 Вид ошибки
 Пример
а)
Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б)
Отсутствие предлога. 
Нельзя не приклоняться его героизмом
в)
Наличие ненужного предлога. 
Автор описывает о событиях послевоенного времени. 
 Вид ошибки
 Пример
а)
Падежная форма управляемого существительного. 
Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б)
Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 
Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в)
При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 
Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
 Вид ошибки
 Пример
а)
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б)
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в)
Определение находится в отрыве от определяемого слова. 
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г)
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д)
Ошибочное местоположение предлога. 
Через часа два спор закончился (часа через два) 
е)
Ошибочное местоположение составного союза. 
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж)
Ошибочное местоположение частицы бы. 
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 
Ошибки в построении предложений с однородными членами
 Вид ошибки
 Пример
а) 
Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 
Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б) 
Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 
Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в) 
Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 
Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г) 
Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 
Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д) 
Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е) 
Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 
Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж) 
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 
В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
 Вид ошибки
 Пример
а) 
Смешение действительных и страдательных причастий. 
Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б) 
Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 
Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в) 
Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 
Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г) 
Нагромождение причастных конструкций. 
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
 Вид ошибки
 Пример
а) 
Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б) 
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.
Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в) 
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г) 
Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д) 
Нагромождение деепричастных конструкций. 
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
 Вид ошибки
 Пример
а) 
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б) 
Употребление противительного союза вместо соединительного. 
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в) 
Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
 Вид ошибки
 Пример
а) 
Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б) 
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в) 
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г) 
Отсутствие в главном предложении указательного слова. 
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д) 
Пропуск части составного союза. 
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е) 
Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж) 
Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 
Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з) 
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и) 
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 
Стилистические ошибки
 Вид ошибки
 Пример 
а) 
Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. 
Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б) 
Употребление речевых штампов. 
Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в) 
Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). 
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г) 
Неуместное использование фразеологизмов. 
Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 
    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 
    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

1.     В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
2.     Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
3.     В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
4.     Через дня четыре он добрался до своей деревни,
5.      Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

1.     Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
2.     Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
3.     Через подобные ситуации порой гибнут люди.
4.     Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
5.     Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

1.     Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
2.     С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
3.     Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
4.     Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
5.     Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
    Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Теория

ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.     
Как должен примерно выглядеть ответ:
А
Б
В
Г
Д
6
4
1
5
7

1.     неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o   В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
§  Согласно (кому? чему?)
§  Благодаря  (кому? чему?)
§  Вопреки  (кому? чему?)
§  Подобно  (кому? чему?)
§  Наперекор  (кому? чему?)
o   Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
§  в меру (чего?)
§  в течение (чего?)
§  в продолжение (чего?)
§   в силу (чего?)
§  в заключение (чего?)
§   в виде (чего?)
§  по причине (чего?)
§  наподобие (чего?)
o   Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2.     нарушение связи между подлежащим и сказуемым
o   Ищем в заданиях с буквой  конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложении.                                       .

o   Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ 
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3.     нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
o   В задании с буквой должны быть кавычки
o   Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
o   Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
o   Объяснение:
§  Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.   Например,  роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
§  Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
4.     ошибка в построении предложения с однородными членами
o   Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
o   в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
o   Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
5.     нарушение однородности понятий
o   в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»

6.     нарушение однородности синтаксических элементов
o   Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
o   Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка. 

7.     неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
o   Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
o   Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
o   Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
o   Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии,       выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили»  совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
o   Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда  действие выражено словами «можно, нельзя»

8.     нарушение в построении предложения с причастным оборотом   
o   Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
o   Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
o   Примеры причастий:  работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
o   Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
o   Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным.  Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

9.     неправильное построение предложения с косвенной речью
o   Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
o    Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
10.  Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
 Вид ошибки
 Пример
1)
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
2)
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
3)
Определение находится в отрыве от определяемого слова. 
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
4)
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
5)
Ошибочное местоположение предлога. 
Через часа два спор закончился (часа через два) 
6)
Ошибочное местоположение составного союза. 
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
7)
Ошибочное местоположение частицы бы. 
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

11.  Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки
 Пример
1)
Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
2)
Отсутствие предлога. 
Нельзя не приклоняться его героизмом
3)
Наличие ненужного предлога. 
Автор описывает о событиях послевоенного времени. 


Ошибкоопасные конструкции



1. Управление
1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:
Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:
Она ждала его и звонила ему весь вечер.
Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:
Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.
Дети редко прислушиваются  (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им  (Д.п.).
Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.
Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).

2) Разное управление у глаголов и  существительных:
интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) — доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) — сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

3) Разное управление у слов со сходным значением:
беспокоиться о чём-либо (П.п.) — тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п.  с предлогом за)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) — оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)
сообщать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для) 

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:
замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.
В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике»

Запомни:
Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

Родительного падежа требуют глаголы:
Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать  и др. (кого? чего?)

Глаголы с отрицаниемне видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать  и др. (кого? что?)

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.)
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)

Внимание:
Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.

Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому—чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.

Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

Во многих пособиях сохраняется рекомендация использовать с местоимениями традиционный вариант скучаю по вас. Я поддерживаю эту рекомендацию, поскольку именно такое употребление устраивает сторонников всех точек зрения.

2. Конструкции с предлогами
 1) предложное  управление:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу...
по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде, по возвращении, по завершении эксперимента...
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного,
например: в продолжение разговора, в течение недели...

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:
Статья послужила толчком мыслям.
Ошибочно: к мыслям
Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю.
Ошибочно: к заводу-изготовителю

3) предлоги при однородных членах предложения:
Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.
Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

4) предлоги в, на — с, из:
В Камергерском переулке, магазин в Камергерском
на улице, магазин на Тверской
Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы
с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой
1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:
Сестра больна уже неделю.
Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам.
Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:
Сестра была красива и грустна.
Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто
Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:
Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:
Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

5. Нарушения в предложениях с деепричастными оборотами
Поднявшись на гору, туристы увидели море.
Это означает, что
1) туристы поднялись  (несколько производителей действий),
2) туристы увидели.
Следовательно:
1) есть действующие лица: туристы,
2) они произвели действия: поднялись, увидели,
3) основное действие выражено глаголом, дополнительное — деепричастием.
Подобные двусоставные простые предложения — это самые типичные примеры использования деепричастных оборотов в речи.
Бывают предложения, построенные по-другому? Бывают. Рассмотрим их ниже.
Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания.
Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: об этом свидетельствует форма глагола. Подлежащего нет, но оно может быть восстановлено. Здесь им может быть личное местоимение 1-го лица ед.ч. я.
Следовательно, употребление деепричастных оборотов возможно в определённо-личных предложениях со сказуемым, выраженным глаголом в формах 1-го или 2-го лица в ед. или мн.ч. Важно, что такие предложения соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо или действующие лица и совершаемые ими действия: основное и добавочное.

Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: к нему обращено повелительное предложение. Сказуемое в определённо-личном предложении выражено глаголом в форме повелительного наклонения ед.ч. Предложения такого рода соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо и совершаемые им действия: основное и добавочное.

Подлежащего нет, сказуемое выражено глаголом в неопределённой форме глагола (=в форме инфинитива). В подобных предложениях обязательны слова: нужно, можно, до´лжно, следует (следовало, следовало бы), приходится (пришлось, приходилось, пришлось бы), удалось, нельзя, невозможно, не следует, не приходится, не удалось. В таких предложениях частотны личные местоимения в форме Д.п.: мне, нам, тебе, вам, ему, ей, им, которые и будут обозначать действующее лицо. Это одна из разновидностей безличных предложений.

Нарушения:
Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях, кроме предложений с инфинитивом, описанных выше. 
По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, стало совсем темно.
Правильно: Когда он (я, она, мы, они и т.п.) поднялся на гору, стало совсем темно.

Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях.
По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, им было написано стихотворение.
Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение.

Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив.
По-русски нельзя сказать: Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно.
Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно.

Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив.

По-русски нельзя сказать: Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения.
Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.

6. Нарушения в предложениях с причастными оборотами
1) согласования причастия с определяемым словом:
Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае.
Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех.
Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому.

2) смешение страдательных и действительных причастий:
Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.
Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

3) совмещение конструкций  а) с причастным оборотом  и б) с который:
Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда.
Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
 7. Предложения с союзным словом который
Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:
Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.
Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Правильно:  Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы.
2) ошибочное управление словом который: 
Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.
Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились.
 8. Ошибочная передача косвенной речи
Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену и очень боюсь не сдать его».)
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его.

Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать вчера. (Петька сказал: «Я жду маму, которая должна приехать вчера».)
Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать вчера. 
9. Предложения с двойными союзами
1) неправильное расположение союзов  в предложении:

Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а…

Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

2) ошибочное удвоение союза чем: нежели чем:
Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)
Правильно: Он талантливее, чем его брат.

3) нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно: Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.

Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем  его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно: Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.

10. Предложения с однородными членами
1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:

Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня.
(Ошибочное использование разных частей речи в  качестве однородных членов предложения)
Правильно: Прошу тишины и внимания.

Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

2) использование полных и кратких форм прилагательных:

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.
3) См. пункты 1.1, 2.3.
7 ошибок при построении сложных предложений.
Сложное предложение
1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.
2. Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.
3. Распространённая ошибка - неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.
4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.
5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.
6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог - автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.
7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.
Примеры сложных предложений для самопроверки:
1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким.
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.

5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Дополнительно 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. неправильное употребление падежной формы существительного
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами
  6. нарушение однородности понятий
  7. нарушение однородности синтаксических элементов
  8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
  9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом   
  10.  неправильное построение предложения с косвенной речью
  11.  нарушение порядка слов в простом предложении
  12.  ошибки в употреблении предлогов
                                                              Практикум
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
5
2
6
1
3



Синтаксические нормы
Задание проверяет умение определять соответствие построения предложения нормам согласования и управления.
Задание ЕГЭ представлено в следующей форме:
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. Нормы согласования и управления
Синтаксические нормы – это нормы правильного построения словосочетания и предложения, поэтому разбор типичных ошибок мы начнем со словосочетания.
Словосочетание – наименьшая единица синтаксиса. Между словами в словосочетании возникает подчинительная связь. Нарушение нормы происходит чаще всего при согласовании и управлении.
Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. А управление – способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.
Чтобы не ошибиться в образовании формы слова, надо задать вопрос от главного слова к зависимому.
Найдём ошибки в согласовании и управлении: новые ботинки, движение по дороге, прийти со школы, памятник А. С. Пушкину. По приезде в место сборов дайте нам телеграмму. По приезду большого количества участников можно было судить о важности соревнования.
Новые ботинки – задаем вопрос: ботинки какие?– новые –И. п. мн. ч. – согласование. Движение по чему? – по дороге – управление, главное слово требует определенного падежа. Прийти со школы – ОШИБКА! – требуется предлог из, т. к. именно он указывает направление действия, а предлог с (со) – движение с поверхности (т. е. с крыши школы?). Памятник кому? – А. С. Пушкину – управление, главное слово требует Д. п. Дайте телеграмму когда? – по приездЕ в место – по приезде – предлог. Можно было судить по чему? – по приезду – предлог по.
Мы вспомнили, как задается вопрос от главного слова к зависимому, и уже увидели непривычный производный предлог по приезде. В демоверсии ЕГЭ ежегодно бывают задания, связанные с нарушением управления в словосочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.)
Исправим ошибки:
Благодаря повышения (надо: повышению) уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Благодаря таланта (надо: таланту) дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П. И. Чайковского.
Благодаря искусства (надо: искусству) Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
Благодаря плохой погоде (надо: из-за плохой погоды) мы не пошли гулять.
Вспомним: предлоги благодаря, вопреки, согласно, соответственноупотребляются с дательным падежом. Поэтому благодаря повышению, благодаря таланту, благодаря искусству.
Благодарячему? – плохой погоде – падеж дательный. Но предлог благодаря не употребляется, когда говорится о причинах, вызывающих отрицательные последствия. Поэтому правильно: из-за плохой погоды.
Не забудем: предлоги в продолжениЕ, вследствиЕ, в течениЕ пишутся с Е на конце и употребляются с Р. п. Предлог несмотря на – В. п. В соотвествИИ – с Тв. п.
Запомним: благодаря уму, вопреки обстоятельствам, согласно и соответственно правилу. Будем употреблять дательный падеж с этими производными предлогами!
Найдём ошибку:
Горячо любящий (надо: любящим) родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавший (надо: описавших) быт русского народа, был Иван Шмелёв.
Причастный оборот согласуется с определяемым словом. В первом предложении: Д. С. Лихачев предстает каким? – любящИМ родную культуру. Значит, в предложении ошибка. Второе предложение: прозаиков каких? – описавшИХ быт – снова ошибка в согласовании.
Итак, если в задании вы видите производный предлог, проверьте, с каким падежом он употреблен. Помним: благодаря, вопреки, согласно, соответственно – с Д. п.
Если видим причастный оборот – проверяем согласование с определяемым словом.
Рис. 1. Нормы согласования и управления (Источник)
Рассмотрим другие нарушения синтаксической нормы.
Нарушение нормы сочинительной связи:
в предложении с однородными членами предложения должны объединяться компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. На праздник пришли жители района, мужчины, женщины и дети. Мужчины, женщины и дети тоже могут быть жителями района.
Нарушение нормы управления:
в конструкциях, когда управляемое слово может быть отнесено к разным однородным членам (или рядам однородных членов). Я люблю петь песни и рисование. Получилось, что люблю петь рисование.
Еще один случай – нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто, все, кто... Очень полезно при работе с предложениями находить грамматическую основу (это должно быть отработано до экзамена, на экзамене вы должны уметь ее видеть, а не искать).
Определим, какой из предложенных вариантов правильный.
1. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы. ИЛИ Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют свои жизненные планы. (правильный вариант 1)
2. Все, кто изучал труды Г. О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. ИЛИ Все, кто изучали труды Г. О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. (правильный вариант 1)
3. Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. ИЛИ Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. (правильный вариант 2)
Поясним свой выбор. В предложении Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы грамматические основыте реализуют, кто стремитсяСразу ясно, что в первой основе не может быть сказуемого в ед. ч. (те – подлежащее, во мн. ч.), а во второй – во мн. ч. (кто – ед. ч.). Подлежащее и сказуемое согласуются, хотя не являются словосочетанием.
Во втором примере правильно написано первое предложение, в третьем – второе.
Можно увидеть в литературе вариант те, кто стреМЯТСЯ. Множественное число сказуемого – разговорная форма. Посмотрите, в каком году написано произведение (возможно, тогда это было нормой). А может быть, это средство создания образа.
В сочетании те, что... можно поставить сказуемое во множественном числе, если в главном предложении подлежащее во множественном числе: Течто ушли вперед и забрались на гору, все еще не теряли надежды захватить неприятельские обозы (Фурманов) (пример дан Д. Розенталем). Но это материал для справки, на экзаменах вы вряд ли с этим встретитесь.
Мы разобрали случаи, которые были предложены в демоверсиях 2008-2013 г. Синтаксических норм гораздо больше.
Перечислим еще некоторые возможные ошибки.
Ошибка при замене прямой речи косвенной.
Алина сказала, что не пойду в магазин, пока не пройдет дождь. Местоимения и глаголы в косвенной речи употребляются от лица того, кто передает чужую речь, а в придаточном предложении примера глагол стоит в форме 1-го лица. Правильно: Алина сказала, что не пойдЕТ в магазин, пока не пройдет дождь.
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложениеОзеро Севан в древности называлОСЬ моремСеван – имя собственное, а сказуемое согласуется с именем нарицательным. Озеро ср. р., ед. ч., называлось – ср. р., ед. ч.
Рис. 2. Нормы согласования и управления (Источник)
Ещё одна норма – это согласование подлежащего (столько, сколько, много, немного, мало, немало; большинство, меньшинство) и сказуемого.
Рис. 3. Нормы согласования и управления (Источник)
Слова столько, сколько, много, немного, мало, немало; большинство, меньшинство могут употребляться как нераспространенное подлежащее, а могут входить в состав распространенного подлежащего.
Сказуемое употребляем в единственном числе:
- если при подлежащем нет зависимых слов
- если в составе подлежащего нет существительных в форме мн. ч.
Большинство было против поездки за город. Подлежащее большинство нераспространенное, поэтому сказуемое в ед. ч.
Большинство класса было против поездки за город.В составе подлежащего существительное в ед. ч., поэтому сказуемое тоже в ед. ч.
Есть еще такой прием: если подлежащее большинство (столько, сколько, много, немного, мало, немало; меньшинство) выражено одушевленными существительными – сказуемое во множественном числе, если неодушевленными – сказуемое в единственном числе.
Большинство учащихся были против поездки за город.
Немало ручек было потеряно учениками.
Учебник М.М. Разумовской предлагает равноправное употребление норм:
Большинство учащихся были (было) против поездки за город.
Но, если сказуемое стоит перед подлежащим, употребляем форму только ед. ч. (если используются слова большинство, множество).
Пришло большинство учащихся.
Если в подлежащее входят слова столько, сколько, много, немного, мало, немало (т. е. распространенное подлежащее), то сказуемое имеет форму ед. ч.
Здесь бывает немало посетителей.
2. Анализ задания А5 ЕГЭ
Разберём заданиеА5 демоверсии.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2. «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3. М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Ошибку находим в первом предложении: предлог благодаря требует дательного падежа: благодаря повышению. Итак, правильный ответ №1.
Напомним, что надо проверить все предложения, даже если вы считаете, что нашли правильный ответ.
Список литературы
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Blinovrus.ru (Источник).
2. Издательство "Лицей" (Источник).
3. Lib.podelise.ru (Источник).

Домашнее задание
Выполните задание:
Рис. 4. Задание по соблюдению синтаксической нормы (Источник)


                                

Комментариев нет:

Отправить комментарий