5-6

Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.

ЕГЭ 5. Употребление паронимов

  Паронимы– слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.
 Смешивание паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).
 Неточности словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).
 Вспомним, слова-паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие различия:

в звучании,
в значении,
в сочетаемости с другими словами, то есть в лексической сочетаемости.
доверительный — доверчивый
вдох — вздох
годичный — годовалый — годовой

 Примеры неправильного употребления паронимов
Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали.
(Правильно: Доверительный тон разговора,  мягкие манеры подкупали.)
Вдох облегчения.
(Правильно: Вздох облегчения.)
У нас уже годовалый опыт работы.
(Правильно: У нас уже годовой опыт работы.)

Некоторые авторы советуют попытаться подбирать к словам-паронимам синонимы или определения. Но в том-то и дело, что, не зная точно значений слов, такой рекомендацией трудно воспользоваться.  Подробнее

Практикум. Общее задание.
В каком из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово? Исправите ошибку и запишите слово правильно.
  1.
Он был удивительно ПАМЯТНЫМ  человеком.
Васильев был ИСКУСНЫМ адвокатом.
Дети перебежали в  ИГРОВУЮ комнату.
Мы согласны с   ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ органом.
 В конце урока мы писали СЛОВАРНУЮ работу.

  2.
Вокруг простиралась НЕОГЛЯДНАЯ даль.
Надо бы прислушаться к мудрым и ПРАКТИЧЕСКИМ  советам мамы.
Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.
Мужчина средних лет был  НЕПРИГЛЯДНОЙ внешности.
Дом  был ОТГОРОЖЕН  высоким частоколом.
Городничий – главное ДЕЙСТВУЮЩЕЕ лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».                               
  3.
Учителя нашей школы ПРЕДСТАВИЛИ к награде.
Коллектив школы получил  БЛАГОДАРНОЕ письмо.
В комнате находился  ДОБРОТНЫЙ стол.
В сочинении ни ЕДИНОЙ помарки.
Он говорил  ДЕЛОВЫМ тоном.
  4.
НАБОР инструментов находится в багажнике. 
Полюбуйтесь КРАСОЧНЫМ пейзажем осени. 
Сегодня все-таки мы пришли  к решительному и ДЕЛЬНОМУ предложению. 
Меня все считали ПОНЯТНОЙ ученицей, так как я быстро и легко усваивала материал.                              
СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.    
5.
На следующей неделе будет проекта ИСХОДНОЙ  версии.
Он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
ГУМАННАЯ правда людских переживаний - это составляющая взаимоотношений.
Их  ЖИЗНЕННЫЕ  пути  давно уж  разошлись.
Документы можно хранить на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

  6.
КОМАНДИРОВАННЫМ полагалось расположиться в отдельном номере.
Вокруг была ЛЕСИСТАЯ местность.
Мы побывали на выставке  ИСКУСНЫХ ювелиров.
Этот город славился ВЕЧНЫМИ народными традициями.
ЗВЕРИНЫЕ следы сели в рощу.

  7.
Мы посещали бассейн по месячному АБОНЕМЕНТУ.
КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца.
Эта рукопись ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
Мои соседи были очень БЕДНЫЕ.
Мы нашли чьё-то КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение.

  8.
Сочинение было на тему о ВЕЧНЫХ  жизненных ценностях.
По характеру он был очень ЗЛОЙ.
ФАКТЫ говорят сами за себя.
Наклейки были с различными  ВОДНЫМИ знаками.
Папа так и не смог соответствующе  ОДЕТЬ ребенка для прогулки.

  9.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ сварка обязательно пригодится.
Нужно ЭКОНОМНО  вести семейный бюджет.
ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь — благородное дело каждого.
Ты ведешь себя как ДИПЛОМАТ.
ИСКУСНАЯ улыбка постепенно исчезала с его лица.

  10.
Придется немало ПЕРЕТЕРПЕТЬ, чтобы достичь желаемой цели.
Найдите синтаксическую конструкцию со СРАВНИМЫМ придаточным предложением.
В порту раздавалось много различных ЗВУКОВЫХ  сигналов.
Мы быстро нашли  ЗАЧИНШИКА драки.

Надо вырабатывать ЯЗЫКОВОЕ  чутье.
№ теста
1
2
3
4
5
ответ
памятливым
  практичным
благодарственное
 понятливой
воинское

6
7
8
9
10
ответ
  вековыми
командировочное
 водяными
искусственная
сравнительным

 СМ. ниже дополнительные тесты с ключами. 
ЕГЭ 6. Лексические нормы. Теория.   

Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлебчерствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

Плеоназм –  слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (речевое излишество), употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Для того, чтобы избежать плеоназма необходимо сделать следующее:
- слово заменить однокоренным, например, монументальный памятник – монумент;
- убрать слово из словосочетания, например, главная суть – суть, ценные сокровища – сокровища;
- убрать слово из текста без снижения качества. Например, «Операция – это способ, которым выполняется действие» – «Операция – способ выполнения действия»; «Построение модели в соответствии с известными правилами» – «Построение модели по правилам».(Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм). 

Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать рассказ»; «Спросить вопрос». Способами исправления тавтологий являются,организовать организацию, изобразить образ
- заменить одного из слов синонимом. Например, «Проливной ливень не прекращался целый день» – «Проливной дождь не прекращался целый день»;
-убрать одно из слов. Например, «Наряду с этими признаками имеется и ряд других» – «Наряду с этими признаками имеются и другие».
Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто употребляемым словам обычно относятся который, чтобы и можно.

Лексические повторы в тексте. Например, «Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению». Слова, которые повторяются, необходимо заменять синонимами, существительные можно заменить местоимениями или вообще убрать повторяющееся слово, если это возможно – «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям».

Подмена понятия. Это ошибка случается в результате пропуска слова. Например, «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив» (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в амбулаторию).

Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты>русские писатели).
Все эти речевые нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.
Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов представить и предоставить. Справка о болезни ребенка представляется в школу, новый учитель представляется классу, а вот возможность совершить учебную экскурсию предоставляется.
  Устаревшие слова используются в литературе, для различных стилизаций. Читать русскую классическую литературу без знания устаревших слов достаточно трудно.
Новая лексика – неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Если слово нужно для языка, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, сникерснуть).
 Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Заимствованная лексика всегда была отражением нашей истории. Приходила она в русский язык по разным причинам: 1) неязыковая причина – вместе с предметом (тетрадьчай, хоккей, зонт, кафе), 2) языковая причина – стремление устранить расплывчатость, объёмность, многозначность русского слова (пирожное – кекс как особый вид пирожного; бег на короткие дистанции – спринт). Бывает и так, что русское слово и иноязычное «соперничают»: водитель – шофёр, стагнация – застой, коррумпированный – продажный.
Лексические нормы предписывают не злоупотреблять неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог
  Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами.
 Приставочные паронимы:
адресант (отправитель) — адресат (получатель);
эмигрант (выезжающий из страны) — иммигрант (въезжающий).
Паронимами являются слова дипломатический и дипломатичный.
Дипломатическим может быть то, что относится к дипломатии (дипломатическая почта); дипломатичным — что-то корректное, соответствующее этикету (дипломатичное поведение сторон).
Другие примеры:
уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег)           
оплатить - заплатить за что-нибудь
одеть кого-либо-надеть на себя
представить - предъявить, сообщить что-либо кому-либо.
познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо.
 признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо          
предоставить - отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо.
дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. встряхнуть - приподняв, потрясти с силой.    
стряхнуть - тряхнув, скинуть, сбросить.
поверка - сверка в точности.
перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.).        
проверка - установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. обсудить - разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.      
осудить - выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным.
описка - ошибка в написании чего-н. по рассеянности.
отписка - формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Суффиксальные паронимы.
Правило. Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия. Помни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).

Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:
сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.

Неуместное употребление слов без учета их лексического значения или без учета их лексической сочетаемости.
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:

Неправильно
Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю 
Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют
Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу 
Одеть можно кого-то, например ребёнка
Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов 
Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить
Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях 
Половина не может быть большей или меньшей
Более половины группы занимается в спортивных секциях
Различные примеры нарушения лексических норм
Лексическая ошибка
Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм)
1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим(смешение паронимов)
2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить)
3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов
       Плеоназм – речевое излишество, употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Для того, чтобы избежать плеоназма необходимо сделать следующее:
- слово заменить однокоренным, например, монументальный памятник – монумент;
- убрать слово из словосочетания, например, главная суть – суть, ценные сокровища – сокровища;
- убрать слово из текста без снижения качества. Например, «Операция – это способ, которым выполняется действие» – «Операция – способ выполнения действия»; «Построение модели в соответствии с известными правилами» – «Построение модели по правилам».

Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать рассказ»; «Спросить вопрос». Способами исправления тавтологий являются:
- заменить одного из слов синонимом. Например, «Проливной ливень не прекращался целый день» – «Проливной дождь не прекращался целый день»;
-убрать одно из слов. Например, «Наряду с этими признаками имеется и ряд других» – «Наряду с этими признаками имеются и другие».
Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто употребляемым словам обычно относятся который, чтобы и можно.

Лексические повторы в тексте. Например, «Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению». Слова, которые повторяются, необходимо заменять синонимами, существительные можно заменить местоимениями или вообще убрать повторяющееся слово, если это возможно – «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям».
10. Подмена понятия. Это ошибка случается в результате пропуска слова. Например, «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив» (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в амбулаторию).

1
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ______________________
2
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
Ответ______________________
3
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.
Ответ______________________
 4
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
Ответ______________________
5
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
Ответ______________________
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.
Ответ______________________
7
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
Ответ______________________
8
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
Ответ______________________
9
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.
Ответ______________________
10
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
Ответ______________________
11
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово / сочетание слов. Выпишите это слово.
 Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
Ответ______________________
12
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.
Ответ______________________
13
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с начала до конца.
Ответ______________________
14
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
Ответ______________________
15
 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.
Ответ______________________
16
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».
Ответ______________________
17
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая чернота.
Ответ______________________
18
 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
 Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
Ответ______________________
19
 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
Ответ______________________
20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.
Ответ______________________

21
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.
Ответ______________________

22
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать.
Ответ______________________
23
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.
Ответ______________________
24
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.
Ответ______________________
25
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала.

Ответ______________________
26
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.
Ответ______________________
27
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.
Ответ______________________
28
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.
Ответ______________________
29
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.
Ответ______________________

30
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно — это доказали датские учёные.
Ответ______________________
31
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
Ответ_____________________
32
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике.
Ответ______________________
33
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.
Ответ______________________
34
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.
Ответ______________________
35
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.
Ответ______________________
36
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На экзамене по биологии ответы отвечающих были сбивчивы — больше тройки никто не получил.
Ответ______________________
37
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вниз по лестнице спускаться было ещё сложнее: мышцы напрягались, ноги не слушались.
Ответ______________________
38
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
 Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.
Ответ______________________
39
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я увлекаюсь лингвистикой и языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак.
Ответ______________________
40
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.
Ответ______________________
41
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.
Ответ______________________
42
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
«Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече президент.
Ответ______________________
43
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.
Ответ______________________
44
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
 Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.
Ответ______________________
45
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Промышленная индустрия развивается всё стремительнее — наш город превращается в крупный экономический центр.
Ответ_____________________
46
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать человек жителей ближайших многоэтажек.
Ответ______________________
47
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные микроорганизмы.
Ответ______________________
48
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
 Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.
Ответ______________________
49
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.

Ответ______________________
50
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Профессор помог, поспособствовал в продвижении его разработки.
Ответ______________________



Пояснение.

Ответ:
1
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали суть воды больше, чем все моря и океаны.
В предложении лишним было слово «ГЛАВНУЮ», т.к. оно относилось к слову «СУТЬ». Это тавтология.

главную
2
Снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
В предложении лишним было слово «холодный», т.к. оно относилось к слову «снег»: снег не может быть тёплым.

холодный
3
Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили мёртвого человека.
В предложении лишним было слово «совершенно», т. к. оно относилось к слову «мёртвого»: мёртвый не может быть мёртвым в какой-либо степени.

совершенно
4
В предложении лишним было слово «истинную», т. к. оно относилось к слову «правду»: правда и истина – слова-синонимы.
истинную
5
То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в темноте.
Неуместно сочетание «чернеющая темнота».
чернеющая|
чернеющей
6
Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча.
ИЛИ:
Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда без слов.
Избыточно уточнение «без слов», т.к. «молча» подразумевает отсутствие слов. В предложении имеем дело с тавтологией.
безслов
или
 молча
7
Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно щурится спросонья.
ИЛИ:
Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя насту-пившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно щурится после сна.
«После сна» и «спросонья» — одно и то же. Это тавтология.
спросонья
или
 послесна
8
Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили головы и закрылись своими изодранными чадрами.
В предложении лишним было слово «опущенные», т. к. оно относилось к слову «потупили»: потупить и опустить — слова-синонимы.
опущенные


9
Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал автобиографию.
Значение слова «автобиография» -своя личная биография.
свою
10
 Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в ре-пертуаре уже не один год: премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
В предложении лишним было слово «первая», т. к. оно относилось к слову «премьера» - их значения синонимичны.
первая
11
Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.

Значение слова «импорт» — привезённый из-за рубежа, поэтому в предложении «из-за рубежа» — лишнее сочетание.
Примечание.
Отметим также, что предпочтительно не использовать повтор импортировались — импортозамещения
из-зарубежа
12

Поддерживает эти процессы и феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.
Значение слова «феномен» — необычный, нестандартный, поэтому в предложении слово «необычный» лишнее, ведь оно относится к слову «феномен».
необычный
13
Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал историю с самого начала до конца.
«Всю» и «с начала до конца» - одно и то же. Это тавтология
всю
14
Не существует разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
Рядом в предложении оказались два однокоренных слова – это также может считаться тавтологией.
существенной
15
К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей. ИЛИ: К ужину Марья Сергеевна испекла шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.
Шарлотка — это яблочный пирог, поэтому словосочетание «яблочная ... из яблок» может считаться тавтологией.
яблочную|
изяблок
16
Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».
Сегодняшний – сего (этого) дня, поэтому словосочетание «сегодняшний день» может считаться тавтологией.
Может быть ошибка и иначе: Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

сегодняшний|
этот
17
Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна темнота. «Чернеющая чернота» — это тавтология.
чернеющая
18

Сквозь желтоватую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
«Мокрая вода» — это тавтология.
мокрую|
мокрая
19
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся зной, а в глухом ельнике было так прохладно. «Жаркий зной» — это тавтология.
жаркий
20
Роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. «Богатая роскошь» — это тавтология.
богатая
21
Командир был убит, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад. «Убит насмерть» — это тавтология.
насмерть
22
Малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать. «Маленькие малыши» — это тавтология.
маленькие
23
Шёл ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти. «Проливной ливень» — это тавтология.
проливной

24
Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще. «Цветущие цветы» — это тавтология.

цветущих
25
Стало ясно, что мы неверно определили суть эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала. В предложении лишним было слово «основную», т. к. оно относилось к слову «суть». Это тавтология.
основную
26
В прейскуранте мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.
В предложении лишним было слово «цен», т. к. оно относилось к слову «прейскурант». Это одно и то же: прейскурант — перечень цен на товары.
цен
27
В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется вакансия менеджера. «Свободная вакансия» — это тавтология.
свободная
28
Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект бумеранга.
«Обратный бумеранг» - это тавтология, ведь бумеранг – это то, что возвращается, т.е. имеет обратное действие.
обратного
29
Экспедиция проходила успешно, пока айсберг не преградил путь кораблю.
«Ледяной айсберг» — это тавтология, ведь айсберг, разумеется, состоит изо льда.
ледяной
30
Мнение о том, что ангина случается из-за мороженого, ошибочно – это доказали датские учёные. «Холодное мороженое» — это тавтология.
холодного
31
Блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
«Светловолосая блондинка» — это тавтология.
светловолосая
32
И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике.
В предложении лишним было слово «свободная», т.к. оно относилось к слову «вакансия». Это тавтология.
свободная
33
Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж.
В предложении лишним было слово «времени», т.к. оно относилось к слову «хронометраж». Это тавтология.
времени
34
С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.
В предложении лишним было слово «вверх», т.к. оно относилось к слову «подниматься». Это тавтология.
вверх
35
Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.
В предложении лишним было слово «народного», т.к. оно относилось к слову «фольклора». Это тавтология.
народного
36
На экзамене по биологии ответы были сбивчивы — больше тройки никто не получил.

В предложении лишним было слово «отвечающих», т. к. оно относилось к слову «ответы». Это тавтология.
отвечающих
37
По лестнице спускаться было ещё сложнее: мышцы напрягались, ноги не слушались.
 В предложении лишним было слово «вниз». «Вниз спускаться» ─ это тавтология.
вниз
38
Температура воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.
 В предложении лишним является слово «атмосферного», т. к. «атмосфера» и «воздух» ─ это слова-синонимы.
атмосфер-ного
39
Я увлекаюсь лингвистикой, поэтому хочу поступать на филфак.
ИЛИ
Я увлекаюсь языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак.
 В предложении лишним является слово «лингвистика» или слово «языкознание», т. к. это слова-синонимы.
лингвистикой
языкознанием
40
В диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.
В предложении лишним является слово «своей», т. к. привести результаты своих исследований ученый в чужой диссертации не мог.
своей
41
Чтобы дописать сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.
ИЛИ
Чтобы написать сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.
В предложении лишним является слово «недописанное», т. к. употребление рядом стоящих однокоренных слов является тавтологией.
недописанное
42
«Дальнейшее сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече президент.
 В предложении лишним является слово «совместное», т. к. относится к слову «сотрудничество», уже предполагающее совместные действия.
совместное
43
Он хорошо разбирался в нюансах промышленного строительства.
 Существительное «нюанс» образовано от фр. nuance — оттенок, тонкое отличие, поэтому употребление рядом с ним прилагательного «тонкий» является плеоназмом.
тонких
44
Маршрут автобуса с тех пор не менялся.
 Слово «маршрут» означает «направление движения», поэтому словосочетание «маршрут движения» является плеоназмом.
движения
45
Индустрия развивается всё стремительнее — наш город превращается в крупный экономический центр.
 В предложении лишним является слово «промышленная», т. к. относится к слову «индустрия», само по себе означающее «промышленность».
промышленная
46
На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать жителей ближайших многоэтажек.
В предложении лишним является слово «человек», т. к. слово «житель» включает в себя значение слова «человек».
человек
47
В такой благоприятной среде могли возникать различные микроорганизмы. ИЛИ
В такой благоприятной среде могли возникать всевозможные микроорганизмы.

В предложении слова: «различные» и «всевозможные» ─ являются синонимами, поэтому употребление их в одном предложении неуместно.
всевозможные|
различные
48
Петька стал бойко рассказывать, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.
 В предложении сочетание «рассказывать вслух» является плеоназмом.
вслух
49
Максим предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.
В предложении сочетание «заранее предчувствовал» является плеоназмом.
заранее
50
Приведём верное написание.
Профессор помог в продвижении его разработки.
ИЛИ
Профессор поспособствовал в продвижении его разработки.
В предложении лишним является слово «помог» или слово «поспособствовал», т. к. это слова-синонимы.
помог|
поспособствовал

                                       Ошибки связанные с нарушением лексической сочетаемости
Нарушение лексической сочетаемости
Смысловые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости вызывается смысловыми ошибками двух типов – логическими и лингвистическими.
Логические ошибки связаны с не различением близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко люди не различают сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления.
Так, в предложении «Жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления» обнаруживается ошибка в словосочетании «свидетелями представления». Слово «свидетель» имеет значение «очевидец» – так называют человека, оказавшегося на месте какого-либо происшествия. Это слово связано со сферой судебно-правовой деятельности. В сфере театрально-концертной деятельности, о которой идет речь в предложении, используется слово «зритель». Данная ошибка связана с не различением сфер деятельности.
Ошибочное сочетание «подорожали цены» связано с не различением смежных понятий «цены» и «товары»: товары дорожают, а цены растут. Можно привести примеры аналогичных ошибок в предложениях: «Вызывает опасение своевременный пуск комбината»; «В парке заложено 52 дерева»; «В результате эпидемии чумы люди покинули город». Все эти ошибки объясняются не различением смежных явлений: опасаются не того, что комбинат будет пущен, а того, что в намеченный срок он не будет пущен; закладывают не деревья, а парк; люди покидают город не в результате, а по причине чумы. Возможные исправления в этих случаях: «Вызывает опасение, что в намеченный срок комбинат не будет пущен»; «В парке посажено 52 дерева»; «В результате чумы город опустел».
Лингвистические ошибки связаны с не различением обозначающих слов, находящихся в каких-либо смысловых отношениях. Это главным образом синонимы и паронимы.
Не различение синонимов, близких или совпадающих по значению слов, приводит к ошибкам в употреблении. Например, слова «роль» и «функция» в значении «работа, круг деятельности» синонимичны, но генетически они связаны с разными обозначаемыми: роль – со сферой театра и кино, а функция – с логикой. Отсюда и установившаяся лексическая сочетаемость: роль играется (играют), а функция выполняется (выполняют). Слова «храбрый» и «смелый» – синонимы, но «храбрый» связано с внешним проявлением называемого качества, а «смелый» – как с внешним, так и внутренним, поэтому мысль, решение, идея могут быть только смелыми, но не храбрыми.
Не различение паронимов, т.е. частично совпадающих по звучанию слов, также ведет к ошибкам в употреблении; большая часть паронимов – это однокоренные слова, отличающиеся суффиксами или префиксами и, как следствие, оттенками значения, а также стилистической окраской. Например, проступок (провинность) – поступок (действие, совершенное кем-либо); виновен (совершивший преступление) – виноват (провинившийся в чём-либо, нарушивший правила морали, вежливости и т.п.); уплатить (за что-либо) – оплатить (что-либо).
Паронимы могут быть связаны с разными вариантами общего корня. Например, короткий (небольшой по размеру, противоположное длинный) – краткий (изложенный коротко, в немногих словах). Поэтому говорят короткий текст, но краткий пересказ текста.
В паронимических отношениях могут оказаться и заимствованные слова: паритет (равенство) – приоритет (первенство, преимущество), деквалификация (потеря квалификации) – дисквалификация (лишение квалификации) и др. Для различения паронимов иностранного происхождения необходимо обращаться к словарям иностранных слов.
Ниже приведены частотные пары паронимов:
- выполнить – исполнить имеют общее значение «осуществить, претворить в жизнь», например, выполнить (исполнить) заказ, но у второго глагола книжный характер;
- длинный – длительный совпадают в значении «продолжающийся, продолжительный», например, длинный (длительный) разговор, длинная (длительная) пауза, но «длинный» указывает на протяженность во времени, а «длительный» подчеркивает процессуальность значения существительного; «длинный» обычно сочетается с названиями периодов времени (длинная ночь, длинная зима), а «длительный» – с названиями действий и состояний, рассчитанных на долгий срок (длительный полет, длительное лечение);
- договор – договоренность различаются тем, что «договор» обозначает письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах (договор о дружбе и сотрудничестве), а «договоренность» – соглашение, достигнутое путем переговоров (договоренность о включении вопроса в повестку дня);
- истина (правда, действительное положение дел) – истинность (соответствие истине). Например, стремление к истине – истинность выдвинутых предположений;
- обыкновенный – обычный различаются тем, что в первом слове подчеркивается невыделяемость, непримечательность, а во втором – типичность. Например, обыкновенный человек – обычный день.
Для выявления специфики слов, связанных паронимическими отношениями, необходимо правильно представлять морфологический состав слова и способ его образования. Например, в парах усвоить – освоить, усложнить – осложнить, утяжелить – отяжелить слова с приставкой о- имеют значение более высокой степени проявления действия. В парах гигиенический – гигиеничный, логический – логичный, практический – практичный, экономический – экономичный, различающихся суффиксами -ическ-/-н-, второе прилагательное обозначает признак, который может проявляться в большей или меньшей степени (качественное прилагательное). Отсюда вытекает сочетаемость: гигиеническая норма – гигиеничная ткань, логические законы – логичный вывод, практическое применение – практичная одежда, экономическая политика – экономичное устройство.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки – это нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств. Стилистические ошибки связаны с игнорированием тех ограничений, которые накладывает на употребление слова его стилистическая окраска.
К наиболее распространенным стилистическим ошибкам относятся:
1. Употребление канцеляризмов – слов и словосочетаний, характерных для официально-делового стиля. Например, «По мере увеличения доходной части своего бюджета, я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль» – «Я стал получать много денег, поэтому решил купить новую машину».

2. Употребление слов (выражений) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных и экспрессивно окрашенных слов. Например, «Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору» –«Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором».

3. Смешение стилей – неоправданное употребление в одном тексте слов, синтаксических конструкций, характерных для разных стилей русского языка. Например, смешение научного и разговорного стилей.

4. Смешение лексики разных исторических эпох. Например, «На богатырях кольчуги, брюки, варежки» – «На богатырях кольчуги, латы, рукавицы».

5. Неправильное построение предложения. Например, «Не смотря на свою молодость, он хороший человек». Существует несколько способов исправления данных ошибок. Во-первых, изменить порядок слов в предложении: «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе» – «В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора».
6. Во-вторых, переделать предложение: «Из других спортивных событий поговорим о штанге» – «Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге».

7. Плеоназм – речевое излишество, употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Для того, чтобы избежать плеоназма необходимо сделать следующее:
- слово заменить однокоренным, например, монументальный памятник – монумент;
- убрать слово из словосочетания, например, главная суть – суть, ценные сокровища – сокровища;
- убрать слово из текста без снижения качества. Например, «Операция – это способ, которым выполняется действие» – «Операция – способ выполнения действия»; «Построение модели в соответствии с известными правилами» – «Построение модели по правилам».

8. Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать рассказ»; «Спросить вопрос». Способами исправления тавтологий являются:
- заменить одного из слов синонимом. Например, «Проливной ливень не прекращался целый день» – «Проливной дождь не прекращался целый день»;
-убрать одно из слов. Например, «Наряду с этими признаками имеется и ряд других» – «Наряду с этими признаками имеются и другие».
Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто употребляемым словам обычно относятся который, чтобы и можно.

9. Лексические повторы в тексте. Например, «Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению». Слова, которые повторяются, необходимо заменять синонимами, существительные можно заменить местоимениями или вообще убрать повторяющееся слово, если это возможно – «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям».
10. Подмена понятия. Это ошибка случается в результате пропуска слова. Например, «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив» (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в амбулаторию).

11. Данная ошибка, возникшая как следствие стилистической небрежности автора, легко поддается правке: необходимо вставить случайно пропущенное слово или словосочетание. Например, «Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве» - «Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в хозяйстве».
12. Выбор форм единственного или множественного числа. Часто возникают проблемы употребления единственного или множественного числа. Примерами правильного употребления являются сочетания: два и более варианта, три и более форм, имеется несколько вариантов, имеются некоторые варианты.
Для правильного употребления все чаще используется согласование по смыслу: если имеется в виду единое целое, то используется единственное число, а если требуется подчеркнуть отдельные предметы – множественное.
13. Согласование слов в предложении. Часто возникают ошибки согласования слов в предложении, особенно это касается управления глаголами. Например, «Данный раздел рассказывает об открытии, работе и сохранении документа» – «В данном разделе описаны процедуры открытия и сохранения документов, а также работы с ними».
14. Создание отглагольных существительных. Следует с осторожностью создавать отглагольные существительные, т.к. многие из созданных слов отсутствуют в словаре, и их употребление считается неграмотным {упорядочить – упорядочение, а не упорядочивание; свернуть – свертывание, а не сворачивание).
15. Нанизывание одинаковых форм. Следует избегать нанизывания одинаковых падежных форм, например с помощью слов «чтобы» и «который». Например, «С целью избегания возможности возникновения опасности» – «Чтобы избежать возникновения опасности».
16. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Например, «Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью» – «Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью».
Стилистически не оправданное употребление тропов. Употребление тропов может стать причиной разнообразных речевых ошибок. Неудачная образность речи – довольно распространенный недостаток стиля авторов, которые плохо владеют пером.
Например, «Судья был такой же простой и скромный.

                                                                           Практикум.

1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1) Фёдоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.
2) За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
3) До глубокой старости ветеран сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.
4) ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.                  Правильный ответ: 2

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.
2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.
3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.
4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.                                                           Правильный ответ: 2

3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
1) Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.
2) ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины.
3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.
4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.
                                                                                                                Правильный ответ: 4

4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.                                                                            Правильный ответ: 3

5. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.
2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
3) Со мною в горнице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.
4) Простите, как вы попали на завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?
                                                                                                               Правильный ответ: 2

6. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
                                                                                                                Правильный ответ: 2

7. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.
3) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
4) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.                                  Правильный ответ: 3

8. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.                                                    Правильный ответ: 2

9. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
2) ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.  Правильный ответ: 1

10. В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ?
1) Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.
2) Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.
3) Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.
4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.          Правильный ответ: 4

11. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.                                                             Правильный ответ: 4

12. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?
1) Читатели могут заказать некоторые книги по межбиблиотечному АБОНЕМЕНТУ.
2) АБОНЕМЕНТЫ сети обязаны вовремя оплачивать услуги телефонной станции.
3) Началась продажа АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн.
4) Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.
                                                                                                           Правильный ответ: 2

13. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
2) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.
3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.                                         Правильный ответ: 2

14. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?
1) И упало КАМЕННОЕ слово на мою ещё живую грудь.
2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к КАМЕННОМУ.
3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.
4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.                                                                    Правильный ответ: 3

15. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.
2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.
4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.  Прав.ответ: 3

16. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
4) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.                                                                    Правильный ответ: 4

17. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.                                         Правильный ответ: 4
18. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?
1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.
3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.
4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
                                                                                                              Правильный ответ: 4

19. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
2) Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.
3) Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.
4) Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
                                                                                                            Правильный ответ: 1

20. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

4) ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.                                                               Правильный ответ: 3

Вариант 2

1.     В каком предложении вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?
1)  Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без .   устали.  .
2)  У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные.
3)  Твой подарок — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.
4)  Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА.

2.     Укажите   пример  с   нарушением   норм  лексической  сочетаемости
1)  Мы хотели, чтобы он извинился.
2)  В этот период времени совы особенно активны.
3)  Лес   -   наше богатство.
4)  Снег падал, но долго на земле не задерживался.

3.     В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?
1)  БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят?
2)  Среди БЕДНЫХ слоев населения реформы не нашли под­держки.
3)  Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей.
4)  Во многих странах есть больницы для БЕДНЫХ, где оказы­вают бесплатную помощь.

4.     В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?
1)  БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали любимому артисту.
2)  Командир      части      отправил      родителям      солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо.
3)  Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.
4)  В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил директору все Витькины секреты.

5.    В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно упот-
ребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?
1)  Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.
2)  Их ДРУЖЕСКИЙ разговор затянулся до глубокой ночи.
3)  Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.
4)  ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное зна­чение для сохранения стабильности в мире.

6.    В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
1)  Нобелевская премия —- ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.
2)  Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
3)  Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
4)  Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНА­НИЕМ несомненной моей победы.

7.    Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости.
1)  В подавляющем количестве случаев пациенты выздоравли­вают
2)  Для успешною выполнения этого задания необходимо обра­титься к словарю.
3)  Все пришли на выставку художника Крамского.
4)  В этом доме все напоминало о прошлом.

8.    В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употре-
бить СОСЕДСКИЙ?
1)  СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало вкусными вишнями.
2)  СОСЕДНЯЯ девочка поступила в МГУ.
3)  В СОСЕДНЕМ доме загорелась квартира.
4)  На СОСЕДНИХ улицах асфальтировали дороги.

9.    В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно
употребить АРОМАТИЧНЫЙ?
1)  Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИ­ЧЕСКИЕ и вкусные.
2)  Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
3)  В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко употребляются в кулинарии.
4)  АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус реч­ной рыбы.

10.В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?
1)  Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что мож­но купить дешевле.
2)  Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, про­изводство должно быть ЭКОНОМНЫМ.
3)  ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
4)  Я не люблю ЭКОНОМНЫХ — они почти всегда жадные!

11.  В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно
употребить слово ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?
1)  Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение — служить в армии.
2)  Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.
3)  ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сража­лась с красными на юге России.
4)  ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим — благородное дело.

12.  В каком предложении вместо слова АВТОМАТИЧЕСКИЙ мож-
но употребить слово АВТОМАТИЧНЫЙ?
1)  Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлоп­нулась.
2)  При постройке корабля используется АВТОМАТИЧЕСКАЯ сварка.
3)  Работа на конвейере требовала АВТОМАТИЧЕСКИХ дви­жений.
4)  Из  АВТОМАТИЧЕСКОГО  оружия  ведётся   прицельная стрельба по условному противнику.

13.  В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить
слово ФАКТОР?
1)  В своих расчетах всегда необходимо учитывать ФАКТ вре­мени.
2)  ФАКТЫ говорят сами за себя.
3)  ФАКТЫ — упрямая вещь.
4)  Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ.

14.  Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости?
1)  Мы довольно долго пробыли в Крыму.
2)  Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве
3)     Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
4)   Лицо кочегара напоминало маску.

15.   В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1)   ОДЕВАТЬ годовалого малыша было легко.
2)   Врачи рекомендуют ОДЕВАТЬ ребенка для прогулки в соответствии с погодой.
3)   Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, и слуги ОДЕВАЛИ чехлы на мебель.
4)   «ОДЕНЬТЕ меня»,     капризничала Маша.

№ зад.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ответ
3
2
3
2
4
3
1
2
1
2
3
3
1
3
3

Опубликован «Словарик паронимов» ФИПИ 2015 года. Это новый список: он не включат многие слова, которые входили в КИМы раньше. Ряд слов, напротив, добавлен впервые в этом году. Список слов большой: 283 слова. Он содержит 121 группу паронимов. Много трудных случаев. У нас ты найдешь необходимую справочную информацию: значения слов и примеры их употребления. 

Поскольку пользоваться столь объёмным справочным материалом в текстовом виде не очень удобно, мы представили его на сайте в виде словаря. Все слова из списка ФИПИ 2015 года имеют в словаре помету «Слово используется в ЕГЭ 2015».


Дополнительно ЕГЭ 5
Абонемент – абонент
Артистический – артистичный
Бедный – бедственный
Безответный – безответственный
Болотистый – болотный
Благодарный – благодарственный
Благотворительный – благотворный
Вдох – вздох
Вековой – вечный
Великий – величественный
Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить –
пополнить
Враждебный – вражеский
Выбирая – избирая
Выгода – выгодность
Выдача – отдача – передача – раздача
Выплата – оплата – плата – уплата
Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить
Вырастить – нарастить – отрастить
Выращивание – наращивание – отращивание
Высокий – высотный
Гарантийный – гарантированный
Гармонический – гармоничный
Глинистый – глиняный
Годичный – годовалый – годовой
Гордость – гордыня
Гуманизм – гуманность
Гуманистический – гуманитарный – гуманный
Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный –
удвоенный
Действенный – действительный – действующий
Деловитый – деловой – дельный – деляческий
Демократичный – демократический
Диктант – диктат
Дипломант – дипломат – дипломатический – дипломатичный
Длинный – длительный
Добротный – добрый
Доверительный – доверчивый
Дождевой – дождливый
Драматический – драматичный
Дружеский – дружественный – дружный
Единичный – единственный
Желанный – желательный
Жестокий – жёсткий
Жизненный – житейский
Жилищный – жилой
Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить
Занизить – понизить – снизить
Заплатить – оплатить
Зачинатель – зачинщик
Звериный – зверский
Звуковой – звучный
Зрительный – зрительский
Изобретательный – изобретательский
Информативный – информационный – информация –
информированность
Иронический – ироничный
Искусный – искусственный
Исполнительный – исполнительский
Исходный – исходящий
Каменистый – каменный
Комфортабельный – комфортный
Конный – конский
Коренастый – коренной – корневой
Костный – костяной
Красочный – красящий – крашеный
Лакированный – лаковый
Ледовый – ледяной
Лесистый – лесной
Личностный – личный
Микроскопический – микроскопичный
Мороженый – морозильный – морозный
Надеть – одеть
Наличие – наличность
Напоминание – упоминание
Невежа – невежда
Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый
Неудачный – неудачливый
Обвинённый – обвинительный
Обрывок – отрывок
Обхватить – охватить
Ограничить – отграничить – разграничить
Оклик – отклик
Органический – органичный
Отборный – отборочный
Отклонение – уклонение
Отклоняться – уклоняться
Отличать(-ся) – различать(-ся)
Отличие – различие
Памятливый – памятный
Перетерпеть – претерпеть
Покупательный – покупательский – покупной
Популистский – популярный
Почтенный – почтительный
Практический – практичный
Предоставить – представить
Представительный – представительский
Признанный – признательный
Продуктивный – продуктовый
Производительный – производственный – производительность
Просветительский – просвещённый
Публицистический – публицистичный
Пугливый – пуганый
Раздражение – раздражительность
Ритмический – ритмичный
Романтический – романтичный
Скрытный – скрытый
Словарный – словесный
Сопротивление – сопротивляемость
Соседний – соседский
Сравнимый – сравнительный
Сценический – сценичный
Технический – техничный
Удачливый – удачный
Униженный – унизительный
Фактический – фактичный
Хищнический – хищный
Царский – царственный – царствующий
Целый – цельный – целостный
Экономический – экономичный – экономный
Эстетический – эстетичный
Этический – этичный
Эффективный – эффектный
Эффективность – эффектность

Комментариев нет:

Отправить комментарий