Алгоритм решения задания 8:
- Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
- Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
- Определи второстепенные члены.
- Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
- Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.
Чтобы выполнить этот номер на максимальные 5 баллов, необходимо уметь находить следующие типы ошибок:
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
- Ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
- Ошибка в построении сложного предложения.
- Ошибка в образовании форм числительного.
| Грамматические ошибки | предложения | 
| А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в
  построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –
  «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.2) Все,
  кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о
  море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. | 
 
Несогласованное приложение
 В предложении изменяется по
падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в
начальной форме и не изменяется: в романе «Война и
мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро
«Тверская».
Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само
приложение: герои «Войны и мира»;  смотрю на «Золотую осень»
Левитана, встретимся на «Тверской».
Грамматическая ошибка: в романе «Войне и мире»; на картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
Прямая и косвенная речь.
Проводник сказал: «Я принесу вам чай» - Проводник сказал, что он принесет нам чай. Грамматическая
ошибка: Проводник сказал, что я
принесу вам чай. (Личное местоимение должно измениться.)
Пассажир спросил: «Могу ли я открыть окно» - Пассажир спросил, может ли он
открыть окно. Грамматическая ошибка: Пассажир спросил, что может ли он открыть окно. (В предложении
есть  ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)
Причастный оборот
1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное)
слово, оно может стоять до или после него.  Грамматическая ошибка: пришедшие зрители на
встречу с режиссером.  Правильно: пришедшие на встречу с
режиссером зрители или зрители, пришедшие на встречу с
режиссером.
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным
словом, которое определяется по смыслу и по вопросу: жители гор
(какие?), напуганные ураганом или жители гор (каких?),заросших
елями. Грамматическая ошибка: жители гор, напуганных
ураганом или жители гор, заросшие елями.
Обратите внимание: одно из событий, случившееся прошлым летом (согласуем
причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии).  Вспоминается
ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»).
3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее
время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик,
запомнящий правило –
грамматическая ошибка).
В задании такая ошибка встретилась в предложении 5.
Деепричастный оборот
Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное.
Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!
Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие,
названное деепричастием. Идя
на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение. Рассуждаем: волнение возникло - Наташа
Ростова шла – разные действующие лица. Правильный вариант: Идя
на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение.
В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ,
ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое
значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы
составляете – ошибки нет.
Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом: Составляя
предложение, надо учитывать грамматическое значение слова.
Рассуждаем: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. МНЕ
не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме.  Данное
предложение с грамматической ошибкой.
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.
Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по
модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…»,  «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…»,
«МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».  В каждом простом предложении
в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются
ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми
в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во
множественном числе.
Анализируем предложение: Никто из тех, кто побывал там летом, не
были разочарованы. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ
– ошибки нет.  Те, кто
не пришли на открытие
выставки, об этом пожалели. ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ –
грамматическая ошибка.
В задании такая ошибка встретилась в предложении 2.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление
времени глагола ведет к путанице в последовательности действий.  Я
работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых
ошибок. Исправим ошибку: Я работаю невнимательно, с
остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. ( Оба глагола
несовершенного вида стоят  в настоящем времени.) Я работал
невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. (Оба
глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол - несовершенного вида - 
указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.)
В  задании такая ошибка встретилась в предложении 1: Тургенев
подвергает и раскрыл...
Однородные члены предложения
Грамматические ошибки в предложениях с союзом И.
1.    
Союз И не может связывать один из членов предложения с
целым предложением. Я не люблю болеть и когда
получаю двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и
подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в
Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали
лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься. (Исправим
ошибку: Слушали лекцию о значении спорта и о
пользе спортивных занятий. Или: Слушали лекцию о
том, какое значение имеет спорт и почему им нужно
заниматься.)
2.    
Союз И не может связывать однородные члены, выраженные
полной и краткой формой прилагательных и причастий: Он высок и
худощавый. Она умная и красива.
3.    
Союз И не может связывать инфинитив и
существительное: Я люблю стирать, готовить и чтение книг. (Правильно: Я люблю стирать,
готовить и читать книги.)
4.    
Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы
любили и восхищались русским народом. В этом
предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически
связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ
задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого
к дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я
понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь
сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений,
каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына
и горжусь им.
Использование составных союзов.
1.    
Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»;
«КАК…, ТАК И». В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их
другими: Не только мы, но наши гости были
удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие
лица, а также внесценические
персонажи. Как и днем, так и ночью кипит
работа.
2.    
Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из
однородных членов. Неправильный порядок слов ведет к грамматической
ошибке: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но
и побывали в новых районах. (Правильный порядок: Мы
не только осмотрели…, но и побывали…) В сочинении надо как
о главных героях, так и рассказать о художественных
особенностях. (Правильный порядок: В сочинении надо
рассказать как о главных героях, так и о художественных
особенностях.)
Обобщающие слова при однородных членах
Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же
падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и
плаваньем. (Грамматическая ошибка: Сильные  люди
обладают  двумя качествами: доброта
и скромность.)
Предлоги при однородных членах
Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если
эти предлоги одинаковы: Он побывал в Греции, Испании,
Италии, на Кипре. Грамматическая ошибка: Он
побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре.
Сложноподчиненное предложение
Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием
союзов,  союзных слов, указательных слов.  Вариантов ошибок может
быть много, рассмотрим некоторые из них.
Лишний союз: Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не
подумал, что насколько я
был далек от истины.
Смешение сочинительных и подчинительных союзов: Когда Мурке надоедало возиться
с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы
он зашел бы ко
мне.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы
слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано
от определяемого слова: Теплый дождик смочил
землю, в котором так
нуждались растения. (Правильно: Теплый дождик, в
котором нуждались растения, смочил землю.)
В задании такая ошибка допущена в предложении 9.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО +
существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно
расписанию, вопреки правилам.
·       
Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ».  В этом случае
существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И: по
окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда), по
истечении срока (после истечения срока).
Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по
истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.
·       
Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Избегать (чего?) опасности
Отчитаться (в чём?) в расходах
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас
Уделять внимание (чему?) мелочам
Указывать (на что?) на недостатки
Упрекать (в чём?) в жадности
Запоминаем пары:
Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына
Верить в победу – уверенность в победе
Вопрос о строительстве – проблемы со строительством
Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды
Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой
Обидеться на недоверие – обидеть недоверием
Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью
Озабоченность делами – тревога о делах
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение
Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу
Плата за услугу – оплата услуги
Превосходство над ним – преимущество перед ним
Предостеречь от опасности – предупредить об опасности
Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов
Удивляться терпению – удивлен терпением
Характерно для него – присуще ему
| 
Выполните
  задание. Выпишите номера предложений, в которых допущена ошибка в согласовании
  определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре. 
Тест | 
| 
Выполните
  задание. Выпишите номера предложений, в которых допущена ошибка в согласовании
  определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре. | 
Виды ошибок
| 
А | 
Б | 
В | 
Г | 
Д | 
| 
6 | 
4 | 
1 | 
5 | 
7 | 
| 
 Вид
  ошибки | 
 Пример | |
| 
1) | 
Подлежащее
  занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  | 
О проблемах
  гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.  | 
| 
2) | 
Дополнение
  находится в отрыве от слова, которое им управляет.  | 
Мы не
  можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.  | 
| 
3) | 
Определение
  находится в отрыве от определяемого слова.  | 
Величественное
  и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.  | 
| 
4) | 
Обстоятельство
  занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  | 
В
  Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.  | 
| 
5) | 
Ошибочное
  местоположение предлога.  | 
Через часа
  два спор закончился (часа через два)  | 
| 
6) | 
Ошибочное
  местоположение составного союза.  | 
Так как
  вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.  | 
| 
7) | 
Ошибочное местоположение
  частицы бы.  | 
Он хотел
  полететь бы в космос или бы стать путешественником.  | 
| Вид ошибки | 
 Пример | |
| 
1) | 
Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за | 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. | 
| 
2) | 
Отсутствие предлога.  | 
Нельзя не приклоняться его героизмом.  | 
| 
3) | 
Наличие ненужного предлога.  | 
Автор описывает о событиях послевоенного времени.  | 
- неправильное
     употребление падежной формы существительного с предлогом 
- неправильное
     употребление падежной формы существительного
- нарушение
     связи между подлежащим и сказуемым 
- нарушение
     в построении предложения с несогласованным приложением 
- ошибка
     в построении предложения с однородными членами 
- нарушение
     однородности понятий
- нарушение
     однородности синтаксических элементов
- неправильное
     построение предложения с деепричастным оборотом  
- нарушение
     в построении предложения с причастным оборотом    
-  неправильное построение предложения с
     косвенной речью
-  нарушение порядка слов в простом
     предложении
-  ошибки в употреблении предлогов
| 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в
  петербургский Пажеский корпус. 
Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. 
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к
  внутренней свободе. Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном». | 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
4) ошибка в построении предложения с однородными членами 
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
7) неправильное построение предложения с косвенной речью | 
| 
А | 
Б | 
В | 
Г | 
Д | 
| 
5 | 
2 | 
6 | 
1 | 
3 | 
Алгоритм выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку:
- Определите грамматическую основу каждого предложения.
- Допущена ли ошибка в связи подлежащего и сказуемого?
- Если да, выберите нужную формулировку в левом столбце.
- Определите второстепенные члены предложения.
- Допущена ли ошибка в использовании второстепенных членов?
- Если да, выберете нужную формулировку в левом столбце.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий