Научный стиль
Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.
Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний
Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности.
Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.
Автор: ученые и специалисты в своей области.
Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.
Вид речи: преимущественно монологический характер
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)
Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность
Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.
↑ Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)
Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.
Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.
Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.
Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.
Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.
Вид речи: преимущественно монолог
Тип речи:в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).
Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность
Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.
↑ Разговорный стиль
Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).
Вид речи: преимущественно диалог.
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.
↑ Публицистический стиль
Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)
Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность
Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.
Адресат: информация предназначена для широких слоев общества
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.
Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на чита-
теля или слушателя.
Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.
Форма речи : публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.
↑ Художественный стиль
Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Автор: писатель, поэт,
Форма речи: преимущественно письменная.
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания:
- Союзы
- Частицы
- Местоимения
- Наречия
- Числительные (собирательные и порядковые)
- Вводные слова и словосочетания
- Предлоги
Выполняем задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку
Выполняем задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку
Самый основной и первый вопрос, который встаёт перед всеми, кто готовится к сдаче ЕГЭ по русскому языку, – с чего же начать подготовку? Мы предлагаем вам начать готовиться с поэтапного знакомства со структурой и содержанием экзаменационной работы. В нашем пособии «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2021. 25 тренировочных вариантов» мы анализируем каждое задание КИМ, предлагаем алгоритмы их выполнения и даём практические советы. В этой статье мы посоветуем вам, на что нужно обратить внимание при выполнении первых трёх заданий.
Что представляют собой первые три задания в ЕГЭ по русскому языку?
Первые три задания ЕГЭ по русскому языку выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля, состоящего из трёх предложений. Успешное решение этих заданий базируется на очень внимательном прочтении текста, поскольку все задания связаны с его информационной обработкой.
Согласно кодификатору, эти задания включают следующие проверяемые элементы содержания: информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров; средства связи предложений в тексте; лексическое значение слова.
Как выполнять задания 1-3 по русскому языку ЕГЭ?
Задание 1 Русский язык ЕГЭ
1. Прочитайте текст несколько раз, причём читайте внимательно, то есть используйте чтение изучающее, а не просмотровое.
2. Осмыслить информацию вам помогут ключевые слова. Подчеркните их в каждом предложении.
3. Определите тему и основную мысль текста. Подсказка: тема – это то, о чём говорится в тексте (предмет речи), а основная мысль (идея) – это то, что хотел сказать о предмете речи пишущий.
4. Обращайте внимание на слова-помощники: союзы, союзные слова, частицы, наречия, местоимения, вводные слова. Они организуют текст и служат для выражения определённых смысловых отношений между отдельными предложениями.
5. Внимательно изучите все пять предложений, данных к тексту в задании 1. Помните, что только два из них входят в правильный ответ.
6. Какой алгоритм надо применить, чтобы выбрать верные ответы в этом задании? Как правило, в микротексте нет ни одного предложения, в котором (в нём одном!) заключалась бы сразу вся главная информация. Чаще всего она содержится во втором и третьем предложениях, но частично может быть представлена уже в первом, которое обычно содержит тему всего микротекста.
В нашем пособии мы предлагаем вам один из возможных способов выполнения этого задания.
Задание 2 ЕГЭ Русский язык
1. Согласно заданию, вы самостоятельно подбираете пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово, как правило, является средством связи предложения с предыдущим (этой теме посвящено также задание 25), поэтому вы производите, по сути, логический анализ микротекста: устанавливаете смысловые связи между предложениями. Эти связи могут иметь следующий характер:
- причинно-следственный,
- пояснительный,
- уточняющий,
- дополнительный,
- усилительный,
- отношения противопоставления или опровержения и др.
Подобные отношения выражают в тексте так называемые маленькие слова — союзы, частицы, наречия, местоимения, а также вводные слова и сочетания.
2. Внимательно и не спеша прочитайте микротекст как минимум несколько раз. Определите тип логических отношений между отдельными предложениями.
3. Найдите в тексте задания морфологическую характеристику пропущенного слова. Вспомните типы сочинительных и подчинительных союзов, союзных слов, наречий, частиц, вводных слов и подберите подходящее по смыслу слово.
Задание 3 ЕГЭ по русскому языку
1. В задании 3 предлагается определить, в каком значении употреблено в микротексте одно из слов. В словарной статье, данной в задании, приводится от трёх и более значений. Следовательно, в тексте пропущено многозначное слово. Выполнение этого задания нельзя назвать сложным.
2. Запомните, что многозначными являются те слова, которые имеют два и более значения. Все значения многозначных слов одновременно существуют только в толковом словаре, фрагмент которого (словарная статья) и даётся в задании. В речи же любое многозначное слово всегда употребляется только в одном значении, определить которое вам и предстоит.
3. Вы уже прочитали микротекст несколько раз, выполняя предыдущие задания. А теперь прочитайте его ещё раз и найдите в указанном предложении необходимое слово.
4. Изучите последовательно все значения сло́ва, данные в словарной статье. Помните о том, что первым стоит прямое значение, а остальные, как правило, переносные (хотя прямых может быть и несколько, а помета «перен.» не всегда ставится: например, при метафорическом переносе она отсутствует).
5. Не игнорируйте примеры, которые даны курсивом после каждого значения: именно они чаще всего и помогают выбрать правильный ответ.
6. Лексическое значение толкуется (объясняется) в словарях часто путём подбора синонимичного слова, поэтому, чтобы проверить правильность своего выбора, подставьте в текст вместо анализируемого первое слово или словосочетание из словарной статьи. Если смысл предложения не нарушился, ваш ответ верен.
Как сдать ЕГЭ на высокий балл?
Ответ прост – готовиться к экзамену по пособиям издательства «Легион»! Специально для вас мы написали и издали следующие книги, изучив которые вы легко справитесь с любым КИМ на экзамене.
Желаем вам успешной подготовки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий