воскресенье, 1 сентября 2019 г.

ЕГЭ 5. 2020

Чтобы решить 5 задание ЕГЭ необходимо знать
-знать, что такое паронимы
-выучить соответствия паронимов. В этом поможет словарь паронимов от ФИПИ.
-знать значения всех паронимов
06:01
Словарь паронимов

    Задание 5 ЕГЭ
     проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.

     Формулировка задания:


    Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку:
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово 

     Алгоритм выполнения задания 5

    1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
    2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
    3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов)
    4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС
    5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
    6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
    7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

    Примеры:
    Зачинатель драки был очень агрессивным. (правильно: зачинщик)
    У Петрова был изобретательный талант. (правильно: изобретательский)
    Местность называли лесной, так как она была богата лесом. (правильно: лесистой)



     Теория задания 5 ЕГЭ по русскому:


    Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.
    Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками.
    Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на:
    • Полные
    • Неполные
    При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение
    Поэтому делим паронимы на:
    1. Корневые
    2. Суффиксальные
    3. Приставочные
    Приставочные и суффиксальные паронимы отличаются приставками и суффиксами. У каждой приставки и суффикса в русском языке есть значение. При образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок слово получает какое-то обобщенное значение.


     Суффиксальные паронимы


    Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.
    Прилагательные
    ИЧЕСК (ЕСК)-ЧНАРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ
    ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ
    ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ
    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ
    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ
    ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ
    ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ
    МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ
    ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ
    ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ
    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ
    РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
    РОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙ
    СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ
    ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ
    ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
    ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ
    ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ
    ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

    Чередования суффиксов (2 и более)ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ
    ДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ

    ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ
    ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ
    ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
    ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
    ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ
    УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ
    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ
    ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ
    ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ
    ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ
    ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ
    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ
    БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ
    ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
    ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙ
    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙ
    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

    АБЕЛЬН  - значение пригодности
    КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ

    Существительныс с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬРАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО
    ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК

    СТВЕНН – Н/СК/ЮЩБЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ
    БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
    БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
    ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
    ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
    ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
    ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
    ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
    ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

    ЕСК(СК) – Н, НН
    ВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙ
    ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ
    ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ
    КОНСКИЙ – КОННЫЙ
    ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ
    СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ


    ИСТБОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
    ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
    КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ
    ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ

    Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВНДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ
    НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ
    ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ
    ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ
    УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ
    НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ
    ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
    ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ
    ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ

    ЧН – ОВ, Н,
    ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ
    ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ 
    ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ
    ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ

    ОСТ – НЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
    ЦЕЛОСТНЫЙ - ЦЕЛЬНЫЙ - ЦЕЛЫЙ

    Образовано при помощи суффиксов ОТ+НВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
    ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ

    ЯН
    КОСТЯНОЙ - КОСТНЫЙ
    ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ


    Отглагольные прилагательные и причастия
    МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ
    КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ  
    ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ
    СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
    ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ
    ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ

    Л

    БЫЛОЙ – БЫВШИЙ
    ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

    Паронимы-существительные
    АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ.
    НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА

    Суффикс АНТДИКТАНТ - ДИКТАТ
    ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ

    Существительные на ОСТЬСуффикс ОСТЬ  образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
    НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕ
    ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА
    ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
    ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ
    ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ
    СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕ
    ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ


     Значения суффиксов  ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ


    Суффикс ИЧЕСК
    при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
     ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический

    Суффикс -ЕСК-
    в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
    ◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий
    В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

    Суффикс -ТЕЛЬН- образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

    Суффикс -СК- обозначает принадлежность.

    Суффикс -ИСТ- образует  прилагательные со значением:
     1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
     2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
     3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

    Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

    Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

    Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

    Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

    Суффикс -ЕВ-1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
    2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

    Суффикс -Н- (-ШН) образует  прилагательные  со значением:
    1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
    2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

    Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

    Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
    лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
    лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
    лицо - объект действия (арестант);
    лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
    лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
    лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
    лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
    Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант


     Корневые паронимы


    СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ
    ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ
    КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

     Приставочные паронимы


    Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками)
    Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова.

    ВДОХ – ВЗДОХ
    ВЫБИРАЯ - ИЗБИРАЯ
    ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
    ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА
    ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
    ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ
    ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ
    ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ;
    ЗАПОЛНЕН - НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН
    ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
    ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
    НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
    НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ
    ОБРЫВОК – ОТРЫВОК
    ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ
    ОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ
    ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)
    ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)
    ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ
    ОКЛИК – ОТКЛИК
    ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ
    ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

     Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С

    Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:
    Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
     а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
     б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
     в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
     г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
     д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

    Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
     а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
     б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
     в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);
     г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
     д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
     е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
     ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).


    Приставка ЗА- употребляется при образовании:
    1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
    2. Глаголов и обозначает:
     а) начало действия (заблестеть, заговорить);
     б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
     в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
     г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
     д) направленность внутрь (закатить);
     е) попутное действие (зайти, занести);
     ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
     з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
     и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
    3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

    Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
     а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
     б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
     в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
     г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
     д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
     е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
     ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

    Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
    1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
    2. Глаголов и обозначает:
     а) раздробление, разделение на части (разорвать);
     б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
     в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
     г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

    Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании:
    1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
    2. Глаголов и обозначает:
     а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
     б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
     в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
     г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
     д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
     е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

    Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
    1. Глаголов со значением:
     а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
     б) доведения действия до нужного предела (влезть).
    2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

    Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
    1. Существительных и обозначает:
     а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
     б) частичное проявление признака (оттепель).
    2. Глаголов и обозначает:
     а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
     б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
     в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
     г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).


    Приставка НА- употребляется при образовании:
    1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
    2. Глаголов и обозначает:
     а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
     б) направленность внутрь (налить);
     в) действие в большом количестве (наварить);
     г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
     д) доведение действия до нужного предела (написать).
    3. Наречий со значением:
     а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
     б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

    Приставка ДО- употребляется при образовании:
    1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
    2. Глаголов со значением:
     а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
     б) совершения недостающего действия (доплатить);
     в) совершения  действия дополнительно (догрузить)

    Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
     а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);
     б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
     в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
     г) начало действия (воссиять, возликовать).

    Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
    1. Глаголов со значением:
     а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
     б) доведения действия до нужного предела (влезть).
    2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

    Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
    1. Глаголов и обозначает:
     а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
     б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
     в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
     г) доведение действия до излишнего предела (износить);
     д) доведение действия до естественного предела (измучить);
     е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
     ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
    2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

    Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
    1. Существительных и прилагательных  и  обозначает:
     а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
     б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
    2. Глаголов и обозначает:
     а) движение сверху вниз (сбросить);
     б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
     в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
     г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
     д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
     е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
     ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
     з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
    3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

     ПРАКТИКА


    Задание 5 Практика 
    РЕШАТЬ ВАРИАНТ ЕГЭ
    ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ (УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С ТОЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ И ТРЕБОВАНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ). Тестовое задание № 5


    1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Вам следует ПРЕДСТАВИТЬ документы на подпись начальнику отдела.
    Не ОДЕВАЙ это пальто, оно слишком тёплое для такой погоды.
    К сожалению, письмо не дошло до АДРЕСАТА.
    Все АБОНЕНТЫ телефонной сети должны вовремя оплачивать счета.
    Наука – ДВИЖИТЕЛЬ прогресса.

    Ответ: надевай.

    2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Не забудьте поставить свою РОСПИСЬ на последней странице документа.
    Персонал детского санатория БЕРЕЖНО относится к здоровью своих подопечных.
    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ условия труда – залог здоровья сотрудников.
    В ДРУЖЕСТВЕННЫХстранах отдыхать приятнее.
    Этот человек – очень ИСКУСНЫЙ гончар.

    Ответ: подпись.

    3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Многие цивилизационные достижения США были невозможны без талантливых ИММИГРАНТОВ, таких как,  например,  изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин, один из основателей системы национальных парков Джон Мьюр и других.
    УСВОЕНИЕ производства фарфора – задача не из лёгких.
    Девочка выросла в АРТИСТИЧЕСКОЙ среде.
    Предприятия города долгое время находились в БЕДСТВЕННОМ положении.
    Почва в наших краях ГЛИНИСТАЯ, плохо пригодная для сельского хозяйства.

    Ответ: освоение.

    4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Начальником он был ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ  и очень ответственным.
    ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход губит науку.
    ЕДИНИЧНЫЕ случаи заболевания малярией были зарегистрированы и  в нашем регионе.
    ЛЕСИСТЫЕ горы выглядят очень живописно.
    У пса был ЖАЛОСТНЫЙ вид.

    Ответ: демократичным.

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Этот минерал имеет ИГОЛЬЧАТОЕ строение.
    В глазах Ришелье Мазарини был единственной фигурой, достойной КАРДИНАЛЬСКОГО кресла.
    МАСЛЯНЫЕ разводы на дороге внушают тревогу.
    Для спасателей приобрели НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЕ бинокли.
    Недалеко от центра города вырос РЕМЕСЛЕННИЧЕСКИЙ квартал.

    Ответ: маслянистые.

    6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Один из них всегда говорит о приятелях в САТИРИЧНОМ тоне, за что его не любят.
    ТАКТИЧНАЯ разведка крайне важна в военном деле.
    Речь его ФАКТИЧНА и деловита и лишь изредка перебивается лирическими отступлениями.
    ХИЩНИЧЕСКИЙ лов рыбы привёл к истреблению некоторых ценных пород.
    ЦАРСТВЕННЫМ жестом она позволила подойти поближе.

    Ответ: тактическая.


    7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Красивая юная ЧЕРКЕСКА идёт с кувшином за водой.
    Различные ЭТИЧЕСКИЕ теории глубоко и всесторонне проанализированы в трудах отечественных ученых.
    Этот ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ журнал совсем недолго издавался в нашей стране.
    Здоровье ЯВНО улучшилось после пребывания на курорте.

    Ответ: черкешенка.

    8.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Правильное питание позволит замедлить возрастные изменения КОСТНОЙ ткани.
    КОМАНДИРОВОЧНЫЕ поселились в ведомственной гостинице.
    У этого человека чрезвычайно ЗЛОБНЫЙ характер.
    Артистичное исполнение песни вызвало долгие ЗРИТЕЛЬСКИЕ аплодисменты.
    Бабушка умела ЗАЖИВЛЯТЬ душевные раны добрым словом.

    Ответ: командированные.

    9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Бабушка не знала грамоты, но в ней была ЖИТЕЙСКАЯ мудрость.
    Несмотря на хорошее воспитание, в музыке он полный НЕВЕЖДА.
    Подземные ГОРСКИЕ  работы сопряжены с большим риском.
    Когда-то эта степь слышала стук копыт коней, принадлежащих ВОИНСТВЕННЫМ  кочевникам.
    В БЕЗЛИКОЙ молчаливой толпе ему было тревожно.

    Ответ: горные.

    10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    БЕЗЫСКУСТВЕННАЯ манера держаться вызывала симпатию.
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ к чужим обычаям, верованиям, образу жизни называется толерантность.
    ФЛЕГМАТИЧЕСКАЯ  рассудительность может быть очень ценным качеством.
    ХОЗЯЙСКОЕ отношение к делу возродило  ферму, пришедшую было в упадок.
    ХУДОЖНИЧЕСКИЙ  труд лишь кажется лёгким.

    Ответ: терпимость.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий