воскресенье, 1 сентября 2019 г.

ЕГЭ 21. 2020


 Случаи постановки тире (теория и примеры)

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. Тестовое задание № 21



1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Никто с большим правом, чем Франческо Петрарка (1304–1374) не может претендовать на то, чтобы считаться первым человеком Ренессанса. (2) Всеевропейская судьба основного  лирического жанра эпохи – сонета сложилась как долгое выяснение отношений с традицией Петрарки в XVI веке. (3) «Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим», – пишет Петрарка Боккаччо. (4) Петрарка стремился к совершенству – он бесконечно редактировал, переписывал свои поэтические и прозаические сочинения. (5) Баллады, секстины, мадригалы, канцоны – все эти стихотворные формы, по большей мере введённые ещё трубадурами, были любимы Петраркой, ведь он писал не только сонеты. (6) Канцона – песенная форма, которая могла иметь произвольное число строф. (7) Мадригал – более изысканная и сжатая форма, состоящая из строф по две-три строки. (8) Секстина – наиболее строгая форма, состоящая из шести строф. (9) Петрарка не остался равнодушен ни к одному из этих жанров. (10) Но именно в жанре сонета она сделал метафоризирующее слово жанрообразующей чертой.

Ответ:_________________________



1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Никто с большим правом, чем Франческо Петрарка (1304–1374) не может претендовать на то, чтобы считаться первым человеком Ренессанса. (2) Всеевропейская судьба основного  лирического жанра эпохи – сонета сложилась как долгое выяснение отношений с традицией Петрарки в XVI веке. (3) «Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим», – пишет Петрарка Боккаччо. (4) Петрарка стремился к совершенству – он бесконечно редактировал, переписывал свои поэтические и прозаические сочинения. (5) Баллады, секстины, мадригалы, канцоны – все эти стихотворные формы, по большей мере введённые ещё трубадурами, были любимы Петраркой, ведь он писал не только сонеты. (6) Канцона – песенная форма, которая могла иметь произвольное число строф. (7) Мадригал – более изысканная и сжатая форма, состоящая из строф по две-три строки. (8) Секстина – наиболее строгая форма, состоящая из шести строф. (9) Петрарка не остался равнодушен ни к одному из этих жанров. (10) Но именно в жанре сонета она сделал метафоризирующее слово жанрообразующей чертой.


Ответ: 6, 7, 8.

2. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Эпохами мы привычно именуем большие и малые отрезки исторического времени, имеющие, как нам кажется, установимые начало и конец и часто связанные с каким-либо событием или с деятельностью оставившего заметный след человека. (2) Историк искусства середины XVI века Джорджо Вазари, говоря о «поступательном ходе возрождения искусств», вводит понятие «Ренессанс». (3) Тот, кто отваживается устанавливать эпохи, берёт на себя смелость сделать историю человеческих дел мерилом времени. (4) «Человек есть мера всех вещей» – с возрождения этой античной мудрости и началась эпоха Возрождения. (5) Чтобы решить, когда она началась, нужно понять, кем был этот человек и когда он родился.

Ответ: 3, 5.

3.   Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Литература Франции развивалась  своеобразным путём: итальянскому и античному влиянию в первой половине XVI века противостояла всё ещё живая традиция национальной поэзии, восходящая к средневековым жанрам. (2) Новый стиль культивируется поэтами при дворе Франциска I: Клеманом Маро и Мелленом де Сен-Желе. (3) Им был подвластны все поэтические жанры: поэмы, гимны, стихотворения, отмечающие торжественные события. (4) Однако более всего ценились в их исполнении мадригалы и эпиграммы, славящие радости жизни или сожалеющие о том, сколь быстро они проходят. (5) Стихотворением именно в таком роде, переведённым юным Пушкиным, остался Маро и в русской поэзии: «Амур, бог возраста младого, / Я твой служитель верный был; / Когда бы мог родиться снова, / Уж так ли б я тебе служил!»

Ответ: 2. 3.

4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)  В  той мере, в какой Петрарка был фигурой, показательной для начала ренессансного гуманизма, Макиавелли – для периода его кризиса, а Томас Мор и Эразм Роттердамский – для его зрелости, Мишель Монтень показателен для его завершения. (2) Томазо Кампанелла, автор утопии «Город солнца» и Джордано Бруно, автор трактата «О героическом энтузиазме»,  – современники Монтеня, современники, очень мало на него похожие. (3) Монтень не утопист или энтузиаст – он скептик. (4) Его главное сочинение сделалось термином для обозначения последнего по времени появления великого жанра ренессансной литературы – эссе. (5) Монтень живёт во Франции, разделённой на два противостоящих лагеря: католики и гугеноты. (6) Страна изнемогала от смуты, многие из наиболее непримиримых оказались взаимно уничтоженными. (7) Католиков поддерживал король Испании Филипп II, гугенотов – английская королева и протестантские князья Германии.  (8) Тревоги бурного времени непосредственно коснулись Монтеня, но не стали достаточным поводом отказаться от своей свободы: быть собой и заниматься «изучением только одной науки, науки самопознания…».

Ответ: 1, 7.

5. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Слово в искусстве никогда не существует как замкнутая в себе единица. (2) Например, слово «атмосфера» является научным термином и, казалось бы, не должен вызывать смеха. (3) Тем не менее когда акушерка Змеюкина в «Свадьбе» А. П. Чехова говорит: «Дайте мне атмосферы!» – это смешно. (4) Слово делается характерным признаком образа Змеюкиной, выдаёт её духовную бедность и претензии на «светскость» и «образованность». (5) Произошло примерно то же, что происходит при замене выражения «смертный одр» выражением «смертная кровать». (6) Итак, искусное соединение слов в художественном произведении может пробудить в них скрытые стилистические возможности и создать образность как стилистическую категорию.

Ответ: 2, 6.

6. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Паустовский был прав, когда в «Золотой розе» писал: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём пишет, то и читатель ничего не увидит за ними, какие бы удачные слова писатель ни выбирал». (2) Из приведённого примера можно сделать выводы: во-первых, образность нельзя свести только к метафоризации; во-вторых, качество образности и сила её воздействия определяются творческой личностью писателя, остротой его наблюдений над жизнью. (3) Грамматические факторы: падежные окончания, суффиксы – далеко не безразличны образности. (4) Обладать экспрессией и быть показателями стилевых различий могут быть и звуки. (5) Бывают случаи, когда ритмика и мелодика как бы перекрывают воздействие «главного слагаемого формы» –языка, и в их комплексе даже повседневные, примелькавшиеся слова начинают действовать на читателя с колоссальной силой. (6) В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» жена извозчика, когда после смерти своего сына ищет утешения у старца Зосимы, причитает: «Сыночка жаль, батюшка… трёхлеточек был, без двух только месяцев и три бы годика ему. По сыночку, отец, мучусь, по сыночку. Последний сыночек оставался, четверо было у нас с Никитушкой, да не стоят у нас детушки, не стоят, желанный, не стоят…» (7) Здесь художник зажёг в повседневных словах страшной силы огонь; использовав традиционную форму фольклорного причитания, он передал в исповеди бабы сплошной, горячечный поток чувств и переживаний.

Ответ: 1, 6.

7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) «Дивной вязью он (народ – П. П.) плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песни над колыбелью, певучего и богатого», – писал А. Н. Толстой. (2) Разве может что-либо сравниться  с тем богатством и гибкостью, которые заключены, например, в русском глаголе, его народном видообразовании? (3) Ещё Белинский обратил внимание на эту особенность русского общенационального языка: «Плыть, плавать, приплывать, заплывать, отплывать, приплыть, заплыть, отплыть, уплывать, уплыть,  наплывать наплыть,  подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться – это всё один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!» (4) Процесс тщательного отбора и фильтрации наблюдается в отношении лексики иностранной – в языке не сохраняются, не приживаются неоправданные, излишние, искусственные заимствования. (5) В резервуаре общенародного языка есть ещё несколько лексических пластов, из которых художественная литература черпает слова и выражения. (6) Это – просторечная и вульгарная лексика, различные профессионализмы и жаргонизмы. (7) «Как нарочно, мужички встречались все обтёрханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам», – пишет И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». (8) Даже такой утончённый стилист не избегает употребления вульгаризма, позволяющего предохранить речь от пресности. (9) Но хорошие писатели, к каким, безусловно, принадлежал Тургенев, учитывают и экспрессивные возможности слова, и определённые эстетические нормы эпохи, и наличие синонимов к соответствующим просторечным словам.

Ответ: 1, 7.

8. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода. (2) Едва высунешь язык, как его начинало щипать. (3) Волчиха была слабого здоровья, мнительная.. (4) Она была уже не молода, и чутьё у неё ослабело. (6) По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами. (7) Питалась одной падалью.

Ответ: 1, 4.

9. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)  Покажем, как Толстой подключает к монологической характеристике героя приём «срывания маски» с окружающих его людей. (2) В главе, предшествующей женитьбе Пьера на Элен, т. е. в I главе третьей части романа, Пьер мучительно рассуждает об этой светской красавице: то он считает её глупой и ничтожной женщиной, то мечтает о том, как она будет его женой. (3) Толстой пишет: «Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была  в нём». (4) Не ограничившись внутренним конфликтом в сознании героя, Толстой сталкивает простое, естественное чувство здорового молодого человека к  красивой женщине с «ничтожно-мелкими, искусственными интересами, которые связывали это общество». (5) Перед нами действующие лица этой сцены: Элен; робкий, застенчивый Пьер, теряющийся перед красотой Элен; расчётливые, фальшивые, лицемерные князь Василий и его жена. (6) Вся процедура наблюдения четы Курагиных за дочерью и Пьером, все их поступки и слова – это сплошное срывание масок с великосветского общества.  (7) Художественный приём «срывания маски» перекрыл в данном случае психологическую характеристику героя, но и здесь Толстой остался верен своей излюбленной манере передавать противоположность внутренних состояний героев: князь Василий почти одновременно и злится, и радуется; Пьер чувствует себя одновременно и счастливым, и обречённым.

Ответ: 2, 7.

10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Чистые пруды… (2) Для иных это слово – просто улица, бульвар, пруд.  (3) А для меня –  средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство. (4) Чистые пруды были для нас школой природы. (5) Мы ловили тут рыбу: блестящих серебряных плотвичек, зелёноватых окуньков, желтовато-серых пескариков – незатейливых обитателей городского водоёма. (6) Но поймать рыбу в центре города было  чудом! (7) Чистые пруды был для нас школой мужества. (8) Мальчишки, жившие на бульваре, долго не признавали нашего права на пруд – смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, беспощадно карались. (9) Для кого-то разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка были веским основанием смириться с жестоким произволом «чистопрудных» захватчиков. (10) Но для большинства – поводом ещё более смело отстаивать привычный маршрут.

Ответ: 3, 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий