Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Основной принцип изменений в языке был открыт лишь в XIX веке, и это самое
великое достижение исторической лингвистики. (2) (…) значение для этой
науки не меньшее, чем, скажем, значение открытия закона всемирного тяготения
для физики.
(3) Принцип состоит в том, что внешняя форма слов языка меняется не индивидуальным образом для каждого слова, а в силу процессов — так называемых фонетических изменений, охватывающих в данном языке в данную эпоху все без исключения слова, где имеется определённая фонема (или сочетание фонем). (4) Это основополагающий принцип исторической лингвистики.
(3) Принцип состоит в том, что внешняя форма слов языка меняется не индивидуальным образом для каждого слова, а в силу процессов — так называемых фонетических изменений, охватывающих в данном языке в данную эпоху все без исключения слова, где имеется определённая фонема (или сочетание фонем). (4) Это основополагающий принцип исторической лингвистики.
1. В каком из
приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)
Все живые языки изменяются.
2)
Существует основополагающий принцип исторической лингвистики.
3)
В лингвистике совершаются открытия, значение которых очень велико.
4)
Лишь в XIX веке был открыт
основной принцип изменений
в языке.
5) Величайшим достижением исторической
лингвистики является открытие основного принципа изменений языка, который
заключается в том, что фонетические изменения охватывают все без исключения
слова, где имеется определённая фонема или сочетания фонем.
Ответ:__________________________________
2. Самостоятельно
подберите притяжательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во
втором (2) предложении текста.
Ответ:__________________________________
3.
Прочитайте
фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИНЦИП.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении
текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте
словарной статьи.
1) Основное,
исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические
принципы. Общий, основной п. Принципы истории языка.
2) Внутренняя убеждённость в чём-л., точка
зрения на что-л.; норма поведения. Благородные, гуманные, твёрдые
принципы. Жизненный п. Человек без принципов. Отстаивать
3) Основная особенность устройства, действия механизма,
прибора и т.п. П. работы телефонного аппарата. Действовать
по принципу насоса.
4) В
армии Древнего Рима воин тяжёлой пехоты римского легиона в IV–II в.в. до н. э. Снизу вверх легион состоял из гастатов, принципов и триариев.
Ответ:_______________________________
4. В одном из приведённых ниже слов
допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
диспансЕр
одолжИт
облИлась
отключЁнный
завИдно
Ответ:_____________________________________
5. В одном из приведённых ниже
предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову
пароним. Запишите подобранное слово.
Популярный артист предпочёл увильнуть от ответа,
заняв ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ позицию.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ уровень этого хореографического
коллектива весьма и весьма высок.
Секретарь должен правильно вести журнал ИСХОДЯЩИХ
документов.
Работа в ЛАКОВОМ цехе вредна для здоровья.
Не следует ОДЕВАТЬ ребёнка слишком тепло.
Ответ: _________________________________________
6. Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
В ночь с 10 на 11 апреля 1892 года крупный обломок скалы под
действием собственной тяжести откололся и шумно упал вниз, ломая деревья и кусты на склоне.
Ответ:___________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
любимые
ПРОФЕССОРА
семь
КОЧЕРЁГ
ПОЕЗЖАЙТЕ
на курорт
около
ПОЛТОРАСТА банок
ИХ
предложения
Ответ:_____________________________
8. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
А) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
|
1) В конце 1940-х, лишённый возможности зарабатывать
себе на жизнь литературным трудом, Андрей Платонов обратился к пересказам
русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские
журналы.
|
Б) нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
|
2) Юбилей Бунина, согласно указа президента Российской Федерации,
будет отмечаться в 2020 году.
|
В) нарушение в
построении предложения с несогласованным приложением
|
3) Елецкая табачная фабрика –
архитектурный комплекс, здания которого занимают целый квартал в центре
города.
|
Г) ошибка в
построении предложения с деепричастным оборотом
|
4) Лекции, дискуссии, встречи со знаменитыми
авторами и профессионалами в сфере книгоиздания – это лишь малая часть того, что ждет гостей книжной ярмарки
в этот раз.
|
Д) ошибка в
построении сложноподчинённого предложения
|
5) Недавно
построено и эти
семь зданий.
|
|
6) В каждом выпуске журнала «Вестника образования»
публикуются нормативные правовые акты с комментариями экспертов, анонсы и
информация о ключевых событиях, международный опыт.
|
|
7) Проходя по осеннему парку, мне было
легко и радостно на душе.
|
|
8) Мы
думали о том, что
можно ли будет
поехать в Грузию следующим летом.
|
|
9) Становление государственности – это важный
шаг в развитии, оформлении языка, не самый важный, но обязательный
|
Ответ:
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
|
|
|
|
|
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена
безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..кламировать, в..тчина,
подр..стковый
2) з..рница, выч..тание, вл..жение
3) тр..нированный, расст..лать,
очар..вать
4) д..спотичный, ..сфальт, одр..хлеть
5) изл..жение, прик..сновение, р..стение
10. Укажите варианты ответов, в которых во
всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) н..лево, не..познанный, над..рваться
2) не..гораемый,ра..чистить, ра..бойник
3) пр..ломление, непр..крытый, пр..чуда
4) сверх..нтересный, супер..гра,вз..мать
5) об..явление, под..ём, сверх..яркий
11.
Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера
ответов.
1)
усидч..вый, скваж..нка
2)
осматр..ваться, носоч..к
3)
ослаб..вая, развеш..вать
4) плюш..вый,
мил..нький
5)
алюмини..вый, яичн..ца
12. Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) занавеш..нный, вид..мый
2)
пиш..шь, обескрыл..нный
3) укол..шь, вид..мый
4)
зала..шь, испорч..нный
5) прочита..шь, движ..мый
13.
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
это слово.
Он (НЕ)МЕДЛЕННО дал своё согласие.
Почувствовав опасность, я
повернул обратно и всё же (НЕ)СПЕША на направился к бухте, чтобы не вызывать
подозрения.
(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ мной ошибка
повлекла за собой непредвиденные неприятности.
Работа над рукописью
(НЕ)ЗАВЕРШЕНА по вполне объективным причинам.
Трудно (НЕ)ЛЮБИТЬ этот приморский
город.
14.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
эти два слова.
(ПО)ЭТОМУ расписанию непонятно,
(НА)СКОЛЬКО часов увеличится нагрузка на школьников во время
дополнительных занятий.
Внештатные корреспонденты, ЧТОБЫ быть в курсе
последних событий, должны (ТО)ЖЕ
оставаться на связи все выходные.
(ТО)ЖЕ упражнение необходимо
выполнять ещё несколько недель, (ЧТО)БЫ почувствовать эффект.
Он (ТАК)ЖЕ, как и его приятель,
немногословен, (ЗА)ТО исполнителен.
(ПРИ)ТОМ университете нет военной
кафедры, (ЗА)ТО есть возможность получить дополнительную специализацию.
15.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Стари(1)ый двухэтажный дом
помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделё(2)ого от тротуарного
кольца резной краше(3)ой чугу(4)ой решёткой.
16.
Расставьте знаки препинания. Укажите
два предложения, в которых нужно
поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера
этих предложений.
1)
Один из наших учеников за время обучения в школе искусств освоил игру не только
на клавишных но и на духовых инструментах.
2) На фестивале можно было
полюбоваться и народными и эстрадными и классическими танцами.
3)
Все концерты филармонии являются тематическими и репертуарный план составляется
с учётом пожеланий публики.
4) У этого мальчика дрожат губы и
слёзы вот-вот ручьём хлынут из глаз.
5) Запущенный фруктовый сад
по-своему живописен.
17.
Расставьте знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С этого момента (1) продолжая совершенствоваться
в игре на фортепиано (2)
Глинка (3) мечтавший
стать именно сочинителем музыки (4) всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много (5) пробуя свои силы в
самых разных жанрах.
18.
Расставьте знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в
предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Это было напряжённое, но (1) пожалуй (2) всё-таки весёлое
время: всё прекрасное (3) казалось (4) было возможно,
множество жизненных дорог было открыто и (5) вдобавок (6) мы были юными.
19. Расставьте знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в
предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ещё в детские годы (1)
Чайковский познакомился с творчеством итальянских и немецких композиторов (2) произведения
(3) которых (4) он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе).
20.
Расставьте знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не было ничего прекраснее
театральных бутербродов (1)
которые были выставлены на прилавке буфета (2) и (3) если наше семейство
решало посетить какой-нибудь спектакль (4) мы непременно заказывали эти бутерброды.
21.
Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ
ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите
номера этих предложений.
(1) На протяжении полувека русское общество
успело широко ознакомиться с итальянскими достижениями: и с оперой-сериа, и с
оперой-буффа. (2) Выдающиеся
итальянские композиторы: Галуппи, Сарти,
Паизиелло – привили публике любовь к этим видам искусства. (3) Тогда же Россия
испытала воздействие и французской оперной культуры: почва для этого уже была
подготовлена итальянцами. (3) В 80-е годы на сцене столичных общедоступных драматических
театров отнюдь не без влияния итальянских и французских образцов, но с первого
мгновения жизни твердо заявила о своей национальной самобытности русская опера.
(4) Вот что пишет в своих «Беседах об опере» народный артист СССР Борис
Покровский: «Даже чередование разговорных и музыкальных сцен не казалось в ней
прямым заимствованием у французов, а скорее заставляло вспомнить о сочетании
сказанного и пропетого слова, свойственном некоторым русским фольклорным жанрам
(театрализованным эпизодам русской народной свадьбы, хороводным и шуточным
песням, присказкам)». (5) Уже в первое десятилетие развития русской оперы
наряду с подчеркнуто бытовой пьесой складывается жанр сказочной оперы.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1) Профессорская
дача на берегу Финского залива. (2) В отсутствие хозяина, друга
моего отца, нашей семье позволялось там жить. (3) Даже спустя десятилетия
помню, как после утомительной дороги из города меня обволакивала прохлада
деревянного дома, как собирала растрясшееся, распавшееся в экипаже тело. (4) Эта
прохлада не была связана со свежестью, скорее, как
ни странно, — с упоительной затхлостью, в которой слились
ароматы старых книг и многочисленных океанских трофеев, непонятно как
доставшихся профессору-юристу. (5) Распространяя солоноватый запах,
на полках лежали засушенные морские звёзды, перламутровые раковины, резные
маски, пробковый шлем и даже игла рыбы-иглы.
(6) Аккуратно отодвигая дары моря, я доставал
с полок книги, садился по-турецки в кресло с самшитовыми
подлокотниками и читал. (7) Листал страницы правой рукой,
а левая сжимала кусок хлеба с маслом и сахаром. (8) Откусывал
задумчиво и читал, и сахар скрипел на моих зубах. (9) Это
были жюль-верновские романы или журнальные, переплетённые в кожу описания
экзотических стран — мир неведомый, недоступный
и от юриспруденции бесконечно далёкий. (10) На своей даче
профессор собрал, очевидно, то, о чём ему мечталось с детства, что
не предусматривалось его нынешним положением и не регулировалось
«Сводом законов Российской империи». (11) В милых его сердцу странах
законов, подозреваю, не было вообще.
(12) Время от времени я поднимал глаза
от книги и, наблюдая угасание залива за окном, пытался понять, как
становятся юристами. (13) Мечтают об этом с детства? (14) Сомнительно.
(15) В детстве я мечтал быть дирижёром или, скажем,
брандмейстером, но юристом — никогда. (16) Ещё я представлял себе, будто
остался в этой прохладной комнате навеки, живу в ней, как
в капсуле, а за окном перемены, перевороты, землетрясения,
и нет там больше ни сахара, ни масла, ни даже Российской
империи — и только я всё сижу и читаю, читаю… (17) Дальнейшая
жизнь показала, что с сахаром и маслом я угадал, а вот
сидеть и читать — этого, увы, не получилось. (Е. Водолазкин*)
*Евгений Германович Водолазкин – известный российский писатель и литературовед, доктор
филологических наук.
22.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Когда автор был ребёнком, он
воспитывался не родителями, а другом отца – известным учёным.
2)
Время, проведённое на даче друга отца, запомнилось автору на всю жизнь.
3) В детстве автор, по примеру
друга отца, хотел стать известным на всю страну юристом.
4)
В детстве автор любил читать книги о приключениях и путешествиях, предаваться
мечтам, фантазировать.
5) В детстве автор не любил книги
о путешествиях и дальних странах, а читал в основном научно-технические
журналы.
23.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
1)
В предложениях 4–5 дано описание.
2)
В предложениях 12–14 представлено рассуждение.
3) Предложения 2 и 3
противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 17 поясняет то, о
чём говорится в предложении 16.
5) В предложении 17 дано описание.
24.
Из предложений 12–15 выпишите устаревшее слово, имеющее значение «начальник
пожарной охраны».
25. Среди
предложений 12–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при
помощи частицы и единства видовременных форм глаголов. Напишите номер(а)
этого(-их) предложения(-ий).
26.
Прочитайте фрагмент
рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя
задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,
Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу
под каждой буквой
соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ
№ 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых
и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с
приведёнными в бланке образцами.
Писатель не просто вспоминает
приятные моменты своего детства – он приглашает читателя к серьёзным
размышлениям об историческом пути России, о том, как сложились судьбы его
современников. Именно с этой целью – побудить к размышлениям – писатель использует
такие синтаксические приёмы, как (А)_______________(«скорее» в предложении 4,
«очевидно» в предложении 10, «подозреваю» в предложении 11, «скажем» в
предложении 15) и Б_____________(предложения 13 и 14). Важную роль в тексте
играют такие тропы, как (В)____________(«мир неведомый, недоступный» в предложении 9, «упоительная затхлость», в предложении 4, «солоноватый запах» в
предложении 5, «милых сердцу странах» в предложении 11) и (Г)_______________(«живу
в ней, как в капсуле» в предложении 16). Эти тропы наряду с таким
синтаксическим приёмом, как (Д)____________(«перемены, перевороты,
землетрясения», «ни сахара, ни масла, ни даже Российской империи»
в предложении 16) помогают автору вызвать в воображении читателя яркие образы.
Список терминов:
1) вводные слова
2) риторическое восклицание
3) синтаксический параллелизм
4) метафора
5) гипербола
6) эпитеты
7) вводные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) лексический повтор
10) сравнение
11) ряды однородных членов
Ответ:
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
|
|
|
|
|
Ответы
Вопрос
|
Ответ
|
||||||||||
1
|
5
|
||||||||||
2
|
его
|
||||||||||
3
|
1
|
||||||||||
4
|
облилАсь
|
||||||||||
5
|
дипломатичную
|
||||||||||
6
|
вниз
|
||||||||||
7
|
полутораста
|
||||||||||
8
|
|
||||||||||
9
|
25
|
||||||||||
10
|
45
|
||||||||||
11
|
14
|
||||||||||
12
|
24
|
||||||||||
13
|
немедленно
|
||||||||||
14
|
чтобытоже
|
||||||||||
15
|
12
|
||||||||||
16
|
13
|
||||||||||
17
|
12345
|
||||||||||
18
|
1234
|
||||||||||
19
|
2
|
||||||||||
20
|
1234
|
||||||||||
21
|
12
|
||||||||||
22
|
24
|
||||||||||
23
|
12
|
||||||||||
24
|
брандмейстер
|
||||||||||
25
|
16
|
||||||||||
26
|
1
8 6 10 11
|
Часть 2
27.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
одну из проблем, поставленных автором
текста.
Прокомментируйте
сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из
прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого
примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по
проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём
сочинения – не менее 150 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается 0 баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий