Ускоренная подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Видеокурс
Видеокурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» ‒ это комплект, состоящий из видео (объяснение и практика с пояснениями); файлов с теорией и советами, ссылками на дополнительные ресурсы и подборки, тестами и ключами, словников (задания 4 и 5, ФИПИ); 2-х вариантов заданий в формате ЕГЭ с ключами; образцов экзаменационных бланков.
Материалы, размещённые по тематическим папкам, охватывают все разделы кодификатора ЕГЭ:
1. Средства связи предложений в тексте
2. Определение лексического значения слова3. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
4. Постановка ударения
5. Употребление паронимов
6. Лексические нормы
7. Морфологические нормы (образование форм слова)
8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
9. Правописание корней
10. Правописание приставок
11. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)
12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
13. Правописание НЕ и НИ
14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
15. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами
17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
18. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
21. Постановка знаков препинания в различных случаях
22. Смысловая и композиционная целостность текста
23. Функционально-смысловые типы речи
24. Лексическое значение слова
25. Средства связи предложений в тексте
26. Языковые средства выразительности
27. Сочинение
28. Разбор демоверсии
29. Инструктаж по заполнению бланков
Пособие предназначено для учителей, репетиторов и старшеклассников, самостоятельно готовящихся к экзамену по русскому языку.
Подготовка к сочинениям (моё)
Советы, шаблоны, рекомендации
ПО ПАСТЕРНАКУ " Доктор Живаго"
- Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году
- Сочинение на ЕГЭ 2019 по русскому языку. Новые правила
- Как создать смысловую связь между примерами
- Сочинение на ЕГЭ 2019. Как собрать полный балл (примеры сочинений с текстами и разбором эксперта)
- Тексты для тренировки ( о врачах)
ЕГЭ 2019.
Русский язык | ||||||||
Сочинение 3
(по тексту Б. Л. Пастернака из сборника И.П.Цыбулько 2019) | ||||||||
См. текст для анализа ниже
Вариант 1. Гиппократ писал: «Из всех наук, без сомнения, медицина самая благородная». Врач вряд ли сможет убивать, его миссия спасать и лечить. Об этом и говорит в данном тексте Борис Пастернак и поднимает проблему врачебного долга в условиях войны. Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю времен гражданской войны в России. Он ведет повествование от имени доктора Живаго, который находился на поле боя. «По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих». Как же повел себя доктор Живаго, оказавших в самом центре военных действий? Пастернак пишет, что « доктору против воли пришлось нарушить… правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться». Но Живаго все-таки нашел выход из создавшейся ситуации. Он всматривался в лица молодых белогвардейцев, которые падали как подкошенные под пулями партизан, искренне сочувствовал молодым бойцам, жизнь которых уже закончилась так и не начавшись. Потом автор показывает доктора, в котором помимо жалости и сострадания есть чувство долга и ответственности: «Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил». Но и долг врача не мог разрешить ему стрелять по живым людям, поэтому «он стал стрелять в цель по обгорелому дереву». Очень скоро командование дало приказ отступить, и Живаго стал заниматься ранеными. Так долг и миссия врача проявились на поле боя, настоящий доктор будет исполнен своим долгом до конца своих дней, поэтому именно так повел себя на поле боя военный врач. Позиция автора в данном тексте проста и понятна: врач не должен принимать участия в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали. Примеров самоотверженного поведения врачей и медсестер во время войны великое множество. Все знают, какой подвиг совершали сестры милосердия. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» рассказывает о подвиге врачебного долга врачей и ста двадцати медсестер, которые работали в осажденном Севастополе, причем 17 из них погибли при исполнении служебных обязанностей. В годы Великой Отечественной войны тысячи врачей и медицинских сестер спасали жизни советских воинов. Их оружием были шприцы и скальпели, а не винтовки и гранаты, но именно благодаря самоотверженной работе медиков солдаты выздоравливали и снова шли в бой. Таким образом, врач – это не только профессия, это служение и преданность людям, умение сохранить себя и свое лицо в самых, казалось, безвыходных ситуациях. Вариант 2 Проблема понимания сущности гражданской войны. Что такое гражданская война? Можно ли найти оправдание братоубийственной войне, в которой люди одной нации, одного вероисповедания уничтожают друг друга? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя и поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Раскрывая проблему понимания сущности гражданской войны, автор знакомит своих читателей с одним из многочисленных эпизодов гражданской войны. Юрий Андреевич Живаго в качестве доктора находится в красном партизанском отряде и видит, как в атаку идут белогвардейцы, в составе которых мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилого возраста, мобилизованные из запаса. Тон задавали бывшие студенты и гимназисты, которых одушевляло восторженным молодечеством служение долгу. Автор показывает, что доктор Живаго с сочувствием относится к героически гибнущим на его глазах белогвардейским детям. Они близки ему по духу, по воспитанию, нравственному складу. Но доктор, не имея права вооружённо участвовать в боевых действиях, вынужден был отстреливаться, стараясь целиться не в людей, а в обгорелое дерево. Этот эпизод подчёркивает, что война противоестественна и заставляет человека делать противоестественный выбор. Ещё один пример свидетельствует о жесткости и бессмысленности гражданской войны. Белые отступили, а доктор подошёл к убитому красногвардейцу-телефонисту и нашёл у него на шее ладанку на шнурке, в которой была истлевшая бумажка с девяностым псалмом, переписанным от руки по-русски с изменениями и отклонениями. В народе этот текст считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Подойдя к убитому белогвардейцу и расстегнув его шинель, Живаго увидел крестик на цепочке, медальон и плоский золотой футлярчик, в котором тоже нашёл девяностый псалом, но в печатном виде и во всей славянской подлинности. Автор показывает трагизм ситуации, когда люди одной национальности, одной веры находятся по разные стороны баррикад и готовы убивать друг друга. Они хранят один и тот же псалом, верят в спасительную силу одной и той же молитвы, но противостоят друг другу. Авторская позиция заключается в следующем: гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил. Авторская позиция мне близка. Нельзя найти доводы, которые могли бы оправдать гражданскую войну, её жестокость, кровь, убийство, насилие. Самое ужасное в этой братоубийственной бойне то, что воюют люди одной страны, что общество расколото на противоборствующие стороны. Хочется верить, что Россия усвоила трагические уроки прошлого и в нашей стране больше никогда не будет гражданской войны. | ||||||||
(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. (8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими. (9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их. (12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий. (16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться. (19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом. (20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. (22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить. (23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало. (28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её. (30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски. (33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его...» стало в грамотке «Скоро в зиму его». (37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. (38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор. (41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы. (42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. (По Б. Л. Пастернаку*) * Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». | ||||||||
| ||||||||
все участники проекта |
Материалы для подготовки к сочинению:
- Критерии оценивания сочинения
- План написания сочинения егэ
- Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2019
- Клише для сочинения егэ
- Требования к оформлению сочинения
- Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
- 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
- Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
- Как получить максимальный балл за сочинение
- Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
Посмотреть презентацию и написать (по тексту) сочинение.
Текст
(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».
(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.
(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.
(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
(По Н. Долининой*)
* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писателя
ЕГЭ.
Сочинение.
Литературный аргумент засчитывается только
тот, в котором ученик указал фамилию автора и название произведения. То есть
вариант «В толстовском романе Наташа Ростова - самый обаятельный женский образ
….» - посчитают как аргумент из жизни и
представление учеником своего читательского опыта.
Структура сочинения.
1. Вступление.
Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного
текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с
риторических вопросов, связанных с темой данного текста, с собственного
размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор
(Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
2. Основная часть.
а)
В основной части должен прозвучать К2 –
комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то можно посмотреть, как
об этом говорит автор. Для этого еще раз
необходимо прочитать текст и прокомментировать проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание
на абзацы и выделив в них микротемы: найти и выбрать
главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль
текста, раскрывающие проблему.
б)
Четко изложить позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найти
предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – К3.
в) Отработать
К4 – изложение собственного мнения.
В
сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие
(несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение.
Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный
опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и
поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных
государственных деятелей, теле- или радиопередач).
3.
Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2
предложениях.
Выполняя
задание, не нужно:
• оригинальничать, самовыражаться любой
ценой;
• стремиться поразить мир глубинами
мудрости, знаний, интеллекта;• вступать в острую полемику с миром
взрослых, общественными устоями;
• оспаривать общепринятые
нравственно-этические ценности;•
пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию,
мнение, точку зрения;•
демонстрировать недавно приобретённые и,
возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик,
индивидуальность, нестандартность;•
писать многостраничное исследование
современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных,
экологических и других проблем.
Важно
помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:
• последовательность изложения мыслей;
• смысловую цельность и связность;
• абзацное членение текста;
• связки (логические мостики-переходы)
между абзацами;• использование
слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
• соответствие видовременных глагольных
форм.
Во избежание фактических ошибок
• не забудьте прочитать информацию об
авторе, которая обычно следует за текстом, чтобы использовать её в сочинении,
не допустив тавтологии;• при
обозначении жанра произведения (если неизвестно наверняка) использовать
выражения «данный отрывок» или «предложенный текст».
`2
примера-иллюстрации - это 2 прикосновения к тексту со своими комментариями`.
`Прикоснуться` можно по-разному: используя цитирование или указывая номера
предложений ( так писали в 9 классе на ОГЭ). Конечно, цитаты или № предложений
по проблеме, поставленной автором.
Текст
Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос
|
||
Комментируем проблему с отрицательной стороны
|
И
что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на
вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны,
как справедливо заметил …, следить… .
|
|
Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу
автор?
|
||
Личностная позиция
|
||
Аргументы
|
||
Вывод
|
Памятка по написанию сочинения: краткая характеристика трёх частей сочинения
17. Тема любви
Комментариев нет:
Отправить комментарий