«Я просто выгляжу как лось, а в душе я бабочка» (Лосяш)
Это характерный пример антитезы. Антитеза – это резкое противопоставление.
«То получаешь не совсем то, что хочешь; то получаешь, а уже не хочешь; а то и вовсе не знаешь, чего хочешь на самом деле». (Нюша)
В этой цитате есть ярко выраженный синтаксический параллелизм, то есть повторение одинаковых синтаксических конструкций («то получаешь», «хочешь»).
«[Про вдохновение] Это когда что-то сонное... ленивое... очень тяжёлое и неподъёмное, как бегемот... становится лёгким, как облако... И летит... летииит...» (Бараш)
В этом отрывке мы можем наблюдать классический приём сравнения (с использованием союза «как»).
— Знаешь, что я хотел подарить тебе на твой день рождения? Складную удочку. Очень красивую.
— А я тебе хотел подарить штангу. Очень тяжелую.
(Ёжик и Крош)
Какой же прием используется здесь? Это парцелляция, т.е. дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения.
«А у тебя бывает когда-нибудь такое, что в голове мысли красивые, эффектные, бьющие без промаха, а когда начинаешь их говорить вслух, то получается какая-то белиберда несусветная?» (Бараш)
Помимо эпитетов, в этой цитате можно легко пропустить такое средство выразительности, как метафора («бьющие без промаха»). Обычно так говорят про стрелы, поэтому эта конструкция является метафорой, скрытым сравнением.
Таблица
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ |
---|---|
Эпитет — художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. | белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь. |
Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов) Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой) |
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности. | фарфоровый кувшин — разолью кувшин; хрусталь — в шкафу хрусталь; купить спальню — войти в спальню. |
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. | Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин) |
Аллегория — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. | царство Морфея - сон; объятия Аида - смерть; форт Нокс - неприступность. |
Гипербола - образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. | реки крови; вечно опаздываете; горы трупов; сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы. |
Литота - троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. | мальчик с пальчик; мужичок с ноготок; силы как у комара; маковой росинки во рту не было. |
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении. | люблю как собака палку; всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота. |
Перифраза — семантически неделимое, иносказательное выражение, которое описывает содержание другого слова или сочетания слов. | голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть); второй хлеб (картофель); король грибов (белый гриб); корабль пустыни (верблюд); стальное полотно (железная дорога); канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим). |
Видеоурок «Литература 5 класс. Тропы. Поэтические приёмы»
Оксюморон
Омонимы
Перечень тропов
|
Значение термина
|
Пример
|
Аллегория
|
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
|
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка, трусость, беззащитность – заяц; глупость – осёл.
|
Гипербола
|
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
|
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
«В сто сорок солнц закат пылал»
«шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).
|
Гротеск
|
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
|
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
|
Ирония
|
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
|
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).
|
Литота
|
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
|
Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).«Мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок», тише воды, ниже травы.
|
Метафора, развёрнутая метафора
|
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ
|
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Рояль дрожащий пену с губ оближет.Б. Пастернак
|
Метонимия
|
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения
|
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
«Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
|
Олицетворение
|
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
|
О чём ты воешь, ветр
ночной,
О чём так сетуешь безумно?
|
Перифраз (или перифраза)
|
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
|
Царь зверей (вместо лев)
Туманный Альбион вместо «Англия»
Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.
Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
|
Синекдоха
|
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
|
Все флаги в гости будут к нам.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Мы все глядим в Напoлеоны.
Белеет парус( = лодка).
|
Эпитет
Постоянный эпитет |
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
- эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: |
Отговорила роща
золотая Берёзовым весёлым языком.
Парус одинокий, весёлый ветер, мороз -воевода.
море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.
|
Сравнение
|
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
|
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
|
Фигура
|
Значение термина
|
Пример
|
Анафора (или единоначатие)
|
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
|
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман...
|
Антитеза
|
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
|
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
«Чёрное и белое», «Война и мир».
"Я царь, — я раб, — я червь, — я бог" (Г. Р. Державин)
|
Градация
|
(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
|
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
...он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.
|
Инверсия
|
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи
|
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
он пришёл - пришёл он
|
Лексический повтор
|
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
|
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю,
Но только вы тоже простите меня.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
|
Плеоназм
|
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
|
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
|
Оксюморон
|
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
|
Горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
«Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».
|
Риторический вопрос, восклицание, обращение
|
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
|
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)
Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
|
Синтаксический параллелизм
|
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
|
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
|
Умолчание
|
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
|
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
|
Эллипсис
|
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
|
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
|
Эпифора
|
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
|
Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)
Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
( Н. Гоголь).
|
Термины
|
Значение
|
Примеры
|
Антонимы,
контекстные
антонимы
|
Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
|
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Ненависть и любовь
|
Синонимы,
контекстные
синонимы
|
Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
|
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать
|
Омонимы
|
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.
|
Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
|
Омографы
|
Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.
|
Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
|
Паронимы
|
Близкие по звучанию, но различные по значению слова
|
Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
|
Слова в переносном значении
|
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.
|
Меч правосудия, море света
|
Диалектизмы
|
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
|
Драники, шанежки, буряки
|
Жаргонизмы
|
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.
|
Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
|
Профессиона -лизмы
|
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
|
Камбуз, боцман, акварель, мольберт
|
Термины
|
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.
|
Грамматика, хирургический, оптика
|
Книжная лексика
|
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.
|
Бессмертие, стимул, превалировать...
|
Просторечная
лексика
|
Слова, разговорного употребления,
отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.
|
Болван, вертихвостка, вихлять
|
Неологизмы (новые слова)
|
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .
|
Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
|
Устаревшие слова (архаизмы)
|
Слова, вытесненные из современного языка
другими, обозначающими те же понятия.
|
Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,
чужестранец — иностранец
|
Заимствованные
|
Слова, перенесённые из слова других языков.
|
Парламент,сенат, депутат, консенсус
|
Фразеологизмы
|
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
|
Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.
|
Разговорная.
|
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
|
Грязнуля, крикун, бородач
|
Эмоционально окрашенные слова
|
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
|
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
|
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
|
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
|
Миленький, зайчонок, умишко, детище
|
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
|
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
|
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
|
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
|
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
|
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
|
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
|
Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
|
Средство
|
Значение термина
|
Пример
|
Аллитерация
|
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
|
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой..
|
Альтернация
|
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
|
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
|
Ассонанс
|
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
|
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А.С.Пушкин
|
Звукопись
|
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
|
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
|
Звукоподражание
|
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
|
Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)
|
1. Ряды однородных членов предложения.
|
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
|
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.
|
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
|
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).
|
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)
|
4. Диалогичность изложения.
|
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
|
5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.
|
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! А. Грибоедов.
|
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.
|
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
|
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
|
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
|
Электронные материалы по теме (иллюстрации, видеофрагмент) Речь. Языковые средства выразительности.
Примеры.
Теория к заданию 26 по русскому языку: Языковые средства выразительности.
Алгоритм выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку:
- Внимательно прочитайте список языковых средств, представленной в левой колонке.
- Вспомните, что означает каждый из терминов.
- Прочтите текст рецензии и подумайте, какие средства выразительности пропущены.
Оксюморон
Омонимы
Заказать пособие |
|
|
Перечень тропов
|
Значение термина
|
Пример
|
Аллегория
|
Иносказание.
Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при
помощи конкретного, жизненного образа.
|
В баснях и
сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка, трусость, беззащитность – заяц; глупость – осёл.
|
Гипербола
|
Средство
художественного изображения, основанное на преувеличении
|
Глаза
громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
«В сто сорок солнц закат пылал»
«шаровары
шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).
|
Гротеск
|
Предельное
преувеличение, придающее образу фантастический характер
|
Градоначальник
с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
|
Ирония
|
Осмеяние,
содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является
двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный
ему, подразумеваемый.
|
Откуда,
умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).
|
Литота
|
Средство
художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность
гиперболе)
|
Талии
никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).«Мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок», тише
воды, ниже травы.
|
Метафора,
развёрнутая метафора
|
Скрытое сравнение.
Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их
значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой
развёрнутый поэтический образ
|
Со снопом
волос твоих овсяных
Отоснилась
ты мне навсегда.
(С. Есенин.)
Рояль дрожащий пену с губ оближет.Б. Пастернак
|
Метонимия
|
Вид тропа,
в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или
предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название
профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с
сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на
жителей, с организации на участников, с автора на произведения
|
Когда же
берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада...
(А.Пушкин.)
На
серебре, на золоте едал.
Ну, скушай
еще тарелочку, сынок.
«Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
|
Олицетворение
|
Такое
изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами
живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
|
О чём ты
воешь, ветр
ночной,
О чём так
сетуешь безумно?
|
Перифраз
(или перифраза)
|
Один из
тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием
на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
|
Царь
зверей (вместо лев)
Туманный Альбион вместо «Англия»
Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.
Пишущий эти строки (вместо «я» в речи
автора).
|
Синекдоха
|
Вид
метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по
признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в
значении части; единственное число в значении общего; замена числа
множеством; замена видового понятия родовым
|
Все флаги
в гости будут к нам.
Швед,
русский колет, рубит, режет.
Мы все
глядим в Напoлеоны.
Белеет
парус( = лодка).
|
Эпитет
Постоянный эпитет |
Образное
определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
- эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: |
Отговорила
роща
золотая
Берёзовым весёлым языком.
Парус одинокий, весёлый ветер,
мороз -воевода.
море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый
молодец.
|
Сравнение
|
Приём,
основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
|
Лёд
неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
|
Фигура
|
Значение
термина
|
Пример
|
Анафора
(или единоначатие)
|
Повторение
слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
|
Люблю
тебя, Петра творенье,
Люблю твой
строгий, стройный вид…
Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман...
|
Антитеза
|
Стилистический
приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на
употреблении антонимов
|
А новое
так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!
Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
«Чёрное и
белое», «Война и мир».
"Я
царь, — я раб, — я червь, — я бог" (Г. Р. Державин)
|
Градация
|
(постепенность)—
стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и
чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
|
Не жалею,
не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
...он сам
в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём
мечтает.
|
Инверсия
|
Перестановка;
стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической
последовательности речи
|
Швейцара
мимо он стрелой
Взлетел по
мраморным ступеням.
он пришёл - пришёл он
|
Лексический
повтор
|
Намеренное
повторение в тексте одного и того же слова
|
Простите,
простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не
держу, это вам обещаю,
Но только
вы тоже простите меня.
Не напрасно дули ветры,
Не
напрасно шла гроза
(С. Есенин)
|
Плеоназм
|
Повторение
сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной
стилистический эффект.
|
Друг мой,
друг мой, я очень и очень болен.
|
Оксюморон
|
Сочетание
противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
|
Горькая
радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
«Мёртвые
души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».
|
Риторический
вопрос, восклицание, обращение
|
Приёмы,
использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос
задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия
на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
|
Куда ты
скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что
за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
Мечты,
мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)
Знакомые
тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли честные герои? Мы их завет не
сберегли. (З.Гиппиус).
|
Синтаксический
параллелизм
|
Приём,
заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
|
Гляжу на
будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
|
Умолчание
|
Фигура,
предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь
во внезапно прерванном высказывании.
|
Поедешь
скоро ты домой:
Смотри
ж... Да что? Моей судьбой,
Сказать по
правде, очень
Никто не озабочен.
|
Эллипсис
|
Фигура
поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения,
легко восстанавливаемого по смыслу
|
Мы сёла —
в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
|
Эпифора
|
Стилистическая
фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова
или словосочетания
|
Милый
друг, и в этом тихом
Доме.
Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме
Возле мирного огня. (А.Блок.)
Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему
именно титулярный советник?
( Н. Гоголь).
|
Термины
|
Значение
|
Примеры
|
Антонимы,
контекстные
антонимы
|
Слова,
противоположные по значению.
Контекстные
антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста
эта противоположность теряется.
|
Волна и
камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Ненависть
и любовь
|
Синонимы,
контекстные
синонимы
|
Слова,
близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются
близкими. Вне контекста близость теряется.
|
Желать —
хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
|
Омонимы
|
Слова,
звучащие одинаково, но имеющие разные значения.
|
Колено —
сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
|
Омографы
|
Разные
слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.
|
Замок
(дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
|
Паронимы
|
Близкие по
звучанию, но различные по значению слова
|
Геройский
— героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
|
Слова в
переносном значении
|
В отличие
от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности,
переносное — образное, стилистически окрашенное.
|
Меч
правосудия, море света
|
Диалектизмы
|
Слово или
оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями
этой местности
|
Драники,
шанежки, буряки
|
Жаргонизмы
|
Слова и
выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие
какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми,
объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.
|
Голова —
арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
|
Профессиона
-лизмы
|
Слова,
употребляющиеся людьми одной профессии
|
Камбуз,
боцман, акварель, мольберт
|
Термины
|
Слова,
предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.
|
Грамматика,
хирургический, оптика
|
Книжная
лексика
|
Слова,
характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.
|
Бессмертие,
стимул, превалировать...
|
Просторечная
лексика
|
Слова,
разговорного употребления,
отличающиеся
некоторой грубоватостью, сниженного характера.
|
Болван,
вертихвостка, вихлять
|
Неологизмы
(новые слова)
|
Новые
слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают
и индивидуальные авторские неологизмы .
|
Будет буря
— мы поспорим
И
помужествуем с ней.
|
Устаревшие
слова
(архаизмы)
|
Слова,
вытесненные из современного языка
другими,
обозначающими те же понятия.
|
Изрядный —
отличный, рачительный — заботливый,
чужестранец
— иностранец
|
Заимствованные
|
Слова,
перенесённые из слова других языков.
|
Парламент,сенат,
депутат, консенсус
|
Фразеологизмы
|
Устойчивые
сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре,
воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
|
Кривить
душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить
балясы, собаку съесть, положа руку на сердце
и т.д.
|
Разговорная.
|
Слова,
имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой
стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально
окрашенные.
|
Грязнуля,
крикун, бородач
|
Эмоционально
окрашенные слова
|
Оценочного характера, имеющие как позитивный,
так и негативный оттенок.
|
Прелестный,
чудный, отвратительный, злодей
|
Слова с
суффиксами эмоциональной оценки.
|
Слова с
суффиксами эмоциональной оценки.
|
Миленький,
зайчонок, умишко, детище
|
1.
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и
пр.
|
Что-то воздуху мне
мало,
ветер пью,
туман глотаю... (В. Высоцкий.)
Мы
отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
|
2. Прямое
и переносное употребление форм времени глагола
|
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление:
«Карантин». Ох и обрадовался я!
|
3.
Экспрессивное использование слов разных частей речи.
|
Со мной
произошла преудивительнейшаяистория!
Я
получил неприятное сообщение.
Я был в
гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
|
4.
Использование междометий, звукоподражательных слов.
|
Вот ближе!
Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени
Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
|
Средство
|
Значение
термина
|
Пример
|
Аллитерация
|
Приём
усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
|
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень
голубой..
|
Альтернация
|
Чередование
звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях
ее употребления.
|
Касательная
– коснуться, заблистать – блеснуть.
|
Ассонанс
|
Приём
усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
|
Скучна мне
оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Взложу на
тетиву тугую,
Послушный
лук согну в дугу,
А.С.Пушкин
|
Звукопись
|
Приём
усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк,
которое соответствовало бы воспроизводимой картине
|
Трое суток
было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали
стыки: на восток, восток, восток...
(П.
Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
|
Звукоподражание
|
Подражание
с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
|
Когда
гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)
|
1. Ряды
однородных членов предложения.
|
Когда пустой и слабый человек
слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим
тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою
крошечную способность относиться критически к своим поступкам и
к своей особе. (Д. Писарев.)
|
2.
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.
|
Вероятно, там, в родных
местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на
болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом,
своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был,
которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
|
3.
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых,
сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).
|
Там везде
говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни,
моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли
в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К.
Бальмонт.)
|
4.
Диалогичность изложения.
|
— Ну
что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно
хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
— Право?
А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался?
Печален, задумчив?
— Что
вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки
бегать.
— С
вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
|
5. Парцелляция
- стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или
даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её
отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга
точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических
и грамматических правил.
|
Свобода и
братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А.
Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! А. Грибоедов.
|
6.
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту
динамизм, стремительность.
|
Швед,
русский колет, рубит, режет.
Люди
знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков
бояться – в лес не ходить.
|
7.
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и
интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
|
Перед
глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился,
и уходил куда-то в бесконечность.
Я или
зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
в
|
а
|
в
|
б
|
б
|
а
|
б
|
в
|
б
|
б
|
а
|
в
|
1
|
8137
|
2
|
8791
|
3
|
6392
|
ТЕСТ № 1
Средства художественной выразительности
1.Лес, точно терем
расписной…
…Стоит над
светлою поляной. (И.Бунин)
2.Сквозь волнистые туманы
пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально
свет она. (А.С.Пушкин).
3.Покатились глаза
собачьи
золотыми
звездами в снег. (С.Есенин).
4.Не то на
серебре - на золоте едал. (А.Грибоедов).
5.Ну, скушай же
еще тарелочку, мой милый. (И.А.Крылов).
6.Поет зима, аукает.
Мохнатый
лес баюкает
Стозвоном
сосняка. (С.Есенина).
7…наметали стог
выше тучи.
… вино
лилось рекой. (И.А.Крылов).
8.Мальчик с
пальчик… (Н.Некрасов).
9.О чем ты
воешь, ветр ночной,
О чем так
сетуешь безумно?
10.Как огромный
навозный жук,
Черный танк
наползал жужжа.(А.Сурков)
Тест № 2
1.И погас
он, словно свечечка,
Восковая,
предыконная. (Н.Некрасов).
2.Скинуло
кафтан зеленый лето,
Отсвистели
жаворонки всласть!
Осень, в шубу
желтую одета,
По лесам с
метелкою прошлась. (Д.Кедрин).
3….талии никак
не толще бутылочной шейки… (Н.В.Гоголь).
4. Перо
его местию дышит. (А.Толстой).
5.Снова горе
подымается,
Словно злая туча
черная.
6.Не жалею,не
зову, не плачу.
Все
пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).
7….колесом за
сини горы
солнце тихое
скатилось…
8. …а по двору
метелица
ковром шелковым
стелется…
9. Он был
благодарен и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, как воин,
мудр, как колдун, величествен, как король
гномов, и добр, как нежаркое лето. (Дж. Р.Р.Толкинен).
10… в сто сорок солнц
закат пылал. (В.Маяковский).
Ответы
Средства выразительности речи
1вариант
1.сравнение
2.эпитет
3.метафора
4.метонимия
5.метонимия
6.олицетворение
7.гипербола
8.литота
9.олицетворение
10.сравнение
2 вариант
1.сравнение
2.олицетворение
3.литота
4.метонимия
5.сравнение
6.сравнение,
метафора
7.метафора
8.метафора
9.сравнение
10.гипербола
Тест
В данных примерах определите средство выразительности.
1. В багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
2. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.А. Крылов)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
3. Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Утомленные сердца. (Н.А. Вяземский)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
4. Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк. (И. Бунин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
5. Но струя бежит и плещет,
И на солнце мечась, блещет
И смеется над тобою. (Ф.И. Тютчев)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
6. Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистели жаворонки всласть. (Д. Кедрин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
7. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то
заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
8. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
9. Ты вел мечи на пир обильный (А.С. Пушкин);
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
10. И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах. (В. Брюсов)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
Упражнение. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите
слова то слитно, то раздельно, ставьте, где нужно, дефис.
Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе,
(по)январски морозно, настроен (по)боевому, встал
(с)(по)(за)ранку, (по)вашему получилось, не (сегодня)завтра все всё
узнают, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, говорил (по)болгарски,
переваливался (с)боку (на)бок, жили бок(о)бок, шел(в)слепую,
едва(едва)успел, (по)тихоньку скрылся, (волей)неволей пришел, шли
след (в)след, (кое)как успели, отдохнули (на)славу, все ты делаешь
шиворот(на)выворот, вопрос поставил меня (в)тупик, (полным)полно
грибов, не (к)стати это, шли (по)одному, (тихо)смирно сидел, (без)вести
пропавший, решил (с)(бухты)барахты, (без)толку
говорил.
Ответы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Синтаксический тренинг. Объясните
постановку тире в этом предложении.
Упражнение. В каком предложении ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни
столицы.
5) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
6) Снег__словно шелк.
7) Наш долг__совершенствовать знания.
8) Эти равнины__словно море бескрайнее.
9) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
10) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
11) Наш край__богат и прекрасен.
12) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
13) Одна беда еще__не беда.
14) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
15) Сегодня небо__как море.
16) Превосходная должность__быть на земле человеком.
4) Изучение нового материала.
Языковой особенностью художественного
стиля является употребление различных тропов. Тропы – обороты, в которых
слово или выражение употреблено в переносном значении. К тропам относятся метафора,
метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола, ирония, литота и др.
Эпитет
Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное
представление о сущности предмета или явления (весёлый ветер, печальная берёза,
бледная луна, золотой луч, постоянные эпитеты в фольклоре - чистое поле, красна
девица)
Учебно-тренировочное упражнение 1. Прочитайте
стихотворение и назовите эпитеты. Какую роль эпитеты играют в тексте?
В этой деревне огни не погашены,
Ты мне тоску не пророчь,
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы печали мои? (Н. Рубцов «Зимняя песня»)
Проверь себя. Эпитеты: светлые звезды; тихая ночь, нежно
украшена; тихие, чудные огни; трудные пути.
И хотя чаще всего эпитет – имя прилагательное, но может быть выражен и
наречием, как в стихотворении (нежно украшена)
и существительным например, идет волшебница зима.
В тексте эпитеты создают яркую запоминающую картину, выражают настроение,
чувства лирического героя.
Сравнение
В любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете наряду
с эпитетами выражения, основанные на сопоставлении двух предметов – сравнения.
ПосмотритеВИДЕОЗАНЯТИЕ «Как возникает
сравнение? Что такое гомеровское сравнение», после чего выполните
учебно-тренировочные упражнения.
Учебно-тренировочное упражнение 2. Вспомните и назовите способы
выражения сравнений.
Проверь себя.
Учебно-тренировочное упражнение 3. Найдите
сравнение в следующих примерах:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит. (А.С. Пушкин)
Уж близок полдень.
Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин)
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом? (К. Чуковский)
Я ль, скажи мне, всех милее…(А.С. Пушкин)
Твои глаза подобны звездам…
Её золотые косицы
Затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
Как в поле, мелькают цветы. (Я. Смеляков)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная. (М.Ю. Лермонтов)
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…(М.Ю. Лермонтов)
Метафора
Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры –
значит подмечать сходство». Просмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ "Скрытое
сравнение, или Метафора" и объясните, почему он так сказал о метафоре.
Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной
на уподоблении. Например, над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков.
Учебно-тренировочное упражнение 4. Перед вами
метафоры.
Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос,
подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет
шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.
Задание: распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим
признакам: по форме, по цвету, по размеру или количеству, по расположению, по
производимому впечатлению.
Проверь себя:
По форме: лента дороги.
Цвету: костер рябины красной, золото волос.
Размеру, количеству: гора книг, море слёз.
Расположению: голова и хвост поезда, подошва горы.
Производимому впечатлению: зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль,
ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.
Олицетворение
Разновидностью метафоры является олицетворение.
Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и
явлениях говорится как о живых. Метафора как правило представляет собой
отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из
отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное
предметное значение. Например:
К.Чуковский «Федорино горе»
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? —
Печка ей отвечает:
Съешь моего ржаного пирожка — скажу. —
Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... —
Печка ей не сказала.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?
Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает
сказочного героя. Еще одна важная функция олицетворения – подчеркнуть
какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке
«Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»: «сошлись они –
поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»;
«закручинилась берёзонька».
Метонимия
А теперь мы вспомним такое средство художественной выразительности, как
метонимия? Посмотрите ВИДЕОЗАНЯТИЕ "Не нужно есть тарелки, или
Метонимия" и ответьте на вопрос: в чем секрет этого тропа? Вид тропа,
в основе которого лежит принцип смежности.
Сравним два выражения: «Спит усталый ветер» и «Спит усталый город». В чём
их разница? Мы можем сказать «ветер устал», подобно человеку ветер соотносится
по действию с живым существом (это олицетворение). Попытка подобным образом
объснить второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе
спят находящиеся в домах люди. Это метонимия.
Учебно-тренировочное упражнение 5. Докажите, что в
приведенных выражениях использована метонимия:
Говорит и показывает Москва. Картина написана маслом. Он парень с головой.
Чайник кипит.
Учебно-тренировочное упражнение 6. Прочитайте фразы
из повести Пушкина «Метель», найдите в них метонимии и объясните их
смысл.
а) Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил
забыть о несчастном …
в) Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что
искал давно случай открыть ей своё сердце, потребовал минуты внимания.
5) Проверочная работа
Сегодня на занятии мы закрепили знания о таких средствах художественной
выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия.
Тест
В данных примерах определите средство выразительности.
1. В багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
2. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.А. Крылов)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
3. Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Утомленные сердца. (Н.А. Вяземский)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
4. Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк. (И. Бунин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
5. Но струя бежит и плещет,
И на солнце мечась, блещет
И смеется над тобою. (Ф.И. Тютчев)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
6. Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистели жаворонки всласть. (Д. Кедрин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
7. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то
заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
8. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
9. Ты вел мечи на пир обильный (А.С. Пушкин);
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия.
10. И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах. (В. Брюсов)
1) эпитет 2)сравнение 3) метафора 4) олицетворение 5)
метонимия. \
Проверяем. КЛЮЧИ
Оцени, как ты усвоил материал занятия:
9-10 правильных ответов – отлично;6-8 - хорошо, 4-5 – посредственно,
3 и менее – очень плохо.
6) Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте.
Символ моей родины
Я хочу описать
чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце.
Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг
желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов,
они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из
норки.
Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь
бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. Азавороженные
насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы
стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.
Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми
густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением.
Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к
тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.
Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и
неповторимой.
Задание 2. Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона
«Весенний солнечный день, Сергиев Посад». Составьте рассказ по этой картине,
стараясь употребить эпитеты, сравнения, если удастся, то и метафоры.
© 2001-2021
Комментариев нет:
Отправить комментарий