1. В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы роскошные чайные розы лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.
2.
Это
был обычный русский простор поля леса и деревни с соломенными и деревянными
кровлями поросшими бархатным мохом.
3.
Мы
с азартом спорили обо всем о современной музыке о поэзии и даже о религии.
4.
Весной
кажется отовсюду из зарослей камыша с берега речки из-под прибрежных ракит
доносится неумолкаемый лягушачий хор.
5.
С
кленов, берез и осин со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает их
золотую или багряную прическу.
6.
Среди
птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось
приближение осени.
7.
На
столе сразу появился самовар а вместе с ним нехитрое деревенское угощение а
именно яйца масло высокая крынка с топленым молоком.
1.
А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
2.
Ученик пишет быстро, но неаккуратно.
3.
Вечером
Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо
и писать ответ.
4.
Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.
5.
Я имею поручение как от судьи, так равно и от
всех наших знакомых.
6.
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером
сюжета, но был еще и очень тонким психологом.
7.
Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
8.
Туманы в Лондоне бывают если
не каждый день, то через день непременно.
9.
Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
10. Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде.
11. Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.
12. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный
золотистый шмель.
13. Я слышал разговоры – веселые и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы.
14. Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и
буйные, и быстрые и
медленные .
15. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной корой.
2. К вечеру ветер утих и начало
подмораживать.
Но
1.
На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже
была вполне весенняя картина.
2. К ночи температура у мамы поднялась ещё
больше, и мы не спали всю
ночь.
3. По
словам охотников,
зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
1.
А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
2.
Ученик пишет быстро, но неаккуратно.
3.
Вечером
Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо
и писать ответ.
4.
Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.
5.
Я имею поручение как от судьи, так равно и от
всех наших знакомых.
6.
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером
сюжета, но был еще и очень тонким психологом.
7.
Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
8.
Туманы в Лондоне бывают если
не каждый день, то через день непременно.
9.
Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
10. Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде.
11. Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.
12. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный
золотистый шмель.
13. Я слышал разговоры – веселые и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы.
14. Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и
буйные, и быстрые и
медленные .
15. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной корой.
Правила орфографии и пунктуации
Тесты № 16, № 17, № 18 (с ключами)
За правильное выполненное задание сможешь получить 2 балла.
3.
№ теста
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
ответ
|
45
|
34
|
25
|
12
|
14
|
12
|
25
|
13
|
23
|
35
|
№ теста
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
ответ
|
34
|
1345
|
24
|
2
|
123
|
2347
|
45
|
145
|
1236
|
369
|
Причастный оборот после определяемого слова
|
Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся.
|
Причастный оборот и до, и после определяемого слова, если это местоимение
|
Расстроившаяся из-за сына, она никак не могла
взять себя в руки.
|
Причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное
обстоятельственное значение
|
Пораженная новостью, мать медленно
опустилась на стул.
(почему? по какой причине?) |
Два и более согласованных определения, стоящие
после определяемого слова
|
Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках.
|
Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово
- местоимение
|
1). Он, сытый, быстро заснул.
2). Сытый, он быстро заснул.
|
Несогласованное определение обособляется, если определяемое слово
1) местоимение или 2) имя собственное
|
1). Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
2). Лёшка, в старой куртке, ничем не
отличался от деревенских ребятишек.
|
Деепричастия, как одиночные, так и в составе деепричастных оборотов
|
Поев, ребёнок заснул.
|
Обстоятельство с предлогом несмотря на
|
Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
|
Сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как
будто, что, чем, нежели и др. подобными
|
Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные.
Это не танец: двигается, как деревянная. |
Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово
местоимение
|
Он, отличный врач, очень помог мне.
|
Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова,
выраженного существительным
|
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу родню.
|
Если приложение «оторвано» от определяемого слова
|
Дверь открыл сын наших соседей, пятилетний
малыш.
|
Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово
существительное с пояснительными словами
|
Он увидел своего сына, малыша, и улыбнулся.
|
Любое приложение, если стоит после определяемого слова — имени
собственного
|
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.
|
Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения
или пояснения
|
А устроил пожар сын соседа, Мишка, отчаянный
сорванец.
|
Приложение, если стоит перед определяемым словом — именем собственным,
если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение
|
Архитектор от Бога, Гауди не мог
построить обычный собор.
(почему? по какой причине?)
|
Теория к заданию 18 по русскому языку: Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Практикум
№ теста
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
ответ
|
12345
|
145
|
1234
|
1234
|
12456
|
3456
|
14567
|
2345678
|
123478
|
34
|
16 Знаки препинания в простом и сложном предложении. Теория и практика.
Примеры. Тесты с пояснениями.
в простом
предложении
|
в сложном
предложении
|
• между
однородными членами перед повторяющимся союзом:
В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь; Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. |
• между
частями сложносочиненного предложения:
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки; • между однородными придаточными перед повторяющимся союзом и: Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми. |
в простом
предложении
|
в сложном
предложении
|
• между
однородными членами с одиночным союзом:
В каждом его шаге и взмахе чувствовалось уменье и присутствие громадной физической силы. |
• между
частями сложносочиненного предложения, которые имеют общий второстепенный
член:
От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина; • между однородными придаточными, связанными одиночным союзом и: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы. |
5) Полина любила находиться в кабинете
мужа или в библиотеке.
6.
1) Гущин набирается смелости и
задает вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
5) Соревнования из-за дождя не состоялись
и решено было перенести
их на ближайшее воскресенье.
7.
1) Много желал да ничего не
поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и
на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил
внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать
ребенка в училище живописи.
4) Соревнования из-за дождя не
состоялись и решено было перенести их
на ближайшее воскресенье.
5) В лесу одному шумно и жутко и
весело.
Вариант 2
Расставьте знаки
препинания. Укажите
номера предложений, в
которых
нужно
поставить ОДНУ запятую.
1.
1)
Обобщающие слова должны стоять перед
однородными членами или после них.
2)
Для праздничной иллюминации
использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3)
Ночью ветер злится да стучит в окно.
4)
Хороший специалист опирается на
фундаментальные знания и умение трудиться.
5)
У церкви сиротливо мерцал одинокий
фонарь да ещё здание школы светилось огнями.
2.
1)
Мы видели несколько деревьев вдали да
бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
2)
Попутчик не расслышал сказанное или
пренебрёг моим намёком.
3)
Ветер достиг силы урагана и визжал долго
и зло.
4)
Газеты ничего не подсказывали да и мало
их было.
5)
Люди сильно проголодались лошади тоже
нуждались в отдыхе.
3
1)
Представители интеллигенции стремились к
смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и
засорения родного языка.
2)
О месте собаки в жизни человека писали и
пишут современные публицисты и писатели.
3)
Желтоватые или розовые лепестки этого
растения растут по одному или пáрами.
4)
На клумбе были посажены яркие маки и
нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
5)
В голове шумело не то от воя и свиста
бури не то от радостного волнения.
4.
1)
Для проверки правописания безударной
гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2)
Дети каждый день сыпали на подоконник
для синиц и воробьев крошки и крупу.
3)
Высота горных хребтов определяет как характер
растительности так и своеобразие животного мира.
4)
У Обломова в кабинете переломаны или
перебиты почти все вещи.
5)
Молодые великаны-сосны устремлены в
голубое небо и от этого ещё шире
кажутся просторы золотой нивы.
5.
1)
Венчики трав качались от ветра и осыпали
наши плечи желтой цветочной пылью.
2)
Выпускник историко-филологического
факультета Петербургского
университета Лев Щерба
был награждён за блестящую работу по
языкознанию золотой
медалью и ему предложили остаться в
университете.
3)
Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью
берёзовых почек.
4)
И стар и млад понимали тогда значение
происходящего.
5)
Память накапливает добрый опыт и
традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
6.
1)
И в науке и в литературе и в музыке в целом
всегда открыта универсальная тайна наших способностей.
2)
Казалось, что всё в этом роскошном парке
чужое и каждую минуту
нас могут прогнать.
3)
Вот крик и снова все вокруг затихло.
4)
С вершин деревьев валятся на землю
последние сухие листья и по
тропинкам в октябре нельзя ступить.
5)
Каждая нация имеет свою духовную и
материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего
места на земле.
7.
1)
При свете молнии стали видны дома и
сараи и стволы мокрых деревьев.
2)
Дыхание осенних ветров то прохватывает
тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
3)
Зимой я ходил на охоту либо катался с
ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
4)
Задолго до рассвета Ильинична затопила
печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
5)
Дачники лениво или гуляют под зонтиками
или сидят в тени деревьев.
Задание 15. Пунктуация
в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными
членами
Расставьте знаки
препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.
Было тоскливо и только через некоторое
время на лестнице вспыхнуло пламя свечи.
2.
К ночи снегопад закончился и усилились
морозы.
3.
Музыка звучит если не у вас то у вашего
соседа.
4.
Вася встал сегодня ни свет ни заря.
5.
Анисимов смотрел на синее небо и
плывущие облака и вспоминал прошедшее лето и Женю.
Ответ:
Правильный
ответ: 13
Если вы хотите знать, почему 1 – это правильный ответ, смотрите пояснение
А.
Если вы хотите знать, почему 2 – это неправильный ответ, смотрите пояснение
Б.
Если вы хотите знать, почему 3 – это правильный ответ, смотрите пояснение
В.
Если вы хотите знать, почему 4 – это неправильный ответ, смотрите пояснение
Г.
Если вы хотите знать, почему 5 – это неправильный ответ, смотрите пояснение
Д
Пояснение А
Теория
Самое главное здесь – помнить, что,
если союз И соединяет части сложносочиненного предложения, запятую ставить нужно.
Как
отличить сложное предложение от простого? Сложное предложение – это несколько основ, или несколько
мыслей, или несколько высказываний, соединенных в одно.
Будьте
внимательны: часть сложного предложения может быть и двусоставной, и односоставной.
В
таких предложениях перед союзом запятая нужна.
Ссылки
Сложносочиненное
предложение – сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами:
Было холодно, но пришлось идти в школу.
Сочинительные
союзы – И, ИЛИ, ЛИБО, НО, А, ДА, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ОДНАКО…
Грамматическая основа предложения – это подлежащее и
сказуемое в двусоставном предложении и один главный член в односоставном.
Двусоставное
предложение состоит из двух главных членов (есть
и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично): Сапунцов готовился к ЕГЭ.
Односоставными
называются предложения с одним главным членом: Люблю грозу в начале мая.
Сделанного не воротишь. Выполните задание. Погуляли хорошо. Скучно жить на этом
свете. Вот парадный подъезд.
Примеры
Наступила
ночь, и Петухов принялся
готовиться к завтрашнему экзамену. – это сложносочиненное предложение, две
основы
Было
тоскливо, и только через некоторое время на лестнице вспыхнуло пламя
свечи. – это сложносочиненное предложение, состоит из двух частей; первая часть
– односоставное безличное предложение, вторая часть – двусоставное.
Выполните
задание. Поставьте запятые.
1. Но
дурной каламбур не утешение для русского человека _ и я надумал записывать
рассказ Максима Максимыча о Бэле.
2. Про
батарею Тушина было забыто _ и только в самом конце дела князь Багратион послал
туда князя Андрея.
3. Тушин
не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха _ и мысль о смерти не
приходила ему в голову.
4. Нехлюдов
услышал быстрые шаги _ и в дверь постучались.
5. Ему
было около тридцати пяти лет _ и мы за то почитали его стариком.
6. Старайся думать о
хорошем_ и мысли созреют в добрые поступки.
7 Природа поздней осенью
засыпает _ и люди готовятся к долгой зиме.
8. Надвигалась гроза _ и
тучи заволокли всё небо.
9. У церкви иногда
сиротливо мерцал одинокий фонарь _ да
ещё здание школы по вечерам светилось
огнями.
10. Ночи были весенние _ да холодало целый месяц.
11. Нас ветер обдал пылью _ и мы слышим скрип мельничных колес.
12. Вокруг нас природа молчала
_ и лишь вдалеке слышен был крик орла.
13. Мальчик остался дома
_ и хозяйка принялась его учить шить.
14. Он был счастлив _ и
ему вместе с тем было лестно.
15. Было очень прохладно
_ и пахло осенью.
16. Страшно выли провода на столбах _ да громыхали вывески.
17. Бесплодной почвы нет _ и Сахару можно сделать плодородной.
18. Я сразу позвонил _ и
он явился с кружкой воды.
19. Идешь по лесу_ и за
тобой наблюдает множество глаз.
20. Все проходит _ да
все забывается.
21. Моя речь произвела сильное впечатление _ или она меня просто
не слушала.
22. Мир разноязычен _ и люди стараются жить единым разумом.
23. Всходило солнце _ и вслед за ним обсыхала трава.
24. День выпал теплый _ и
кое-где в последний раз зардела рябина.
25. Нужно читать книги _ и они нас научат понимать смысл жизни.
Сравните с правильным вариантом.
1. Но
дурной каламбур не утешение для русского человека, и я надумал записывать
рассказ Максима Максимыча о Бэле.
2. Про
батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела князь Багратион послал
туда князя Андрея.
3. Тушин
не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль о смерти не
приходила ему в голову.
4. Нехлюдов
услышал быстрые шаги, и в дверь постучались.
5. Ему
было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком.
6. Старайся
думать о хорошем, и мысли созреют
в добрые поступки.
7 Природа поздней осенью
засыпает, и люди готовятся к долгой зиме.
8. Надвигалась гроза , и
тучи заволокли всё небо.
9. У церкви иногда
сиротливо мерцал одинокий фонарь , да
ещё здание школы по вечерам светилось
огнями.
10. Ночи были весенние, да холодало целый месяц.
11. Нас ветер обдал пылью,
и мы слышим скрип мельничных колес.
12. Вокруг нас природа молчала, и лишь вдалеке слышен был крик
орла.
13. Мальчик остался дома,
и хозяйка принялась его учить шить.
14. Он был счастлив, и ему вместе с тем было лестно.
15. Было очень прохладно,
и пахло осенью.
16. Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
17. Бесплодной почвы нет, и Сахару можно сделать плодородной.
18. Я сразу позвонил, и
он явился с кружкой воды.
19. Идешь по лесу, и за
тобой наблюдает множество глаз.
20. Все проходит,
да все забывается.
21. Моя речь произвела сильное впечатление, или она меня просто
не слушала.
22. Мир разноязычен, и люди стараются жить единым разумом.
23. Всходило солнце, и вслед за ним обсыхала трава.
24. День выпал
теплый, и кое-где в последний раз
зардела рябина.
25. Нужно читать
книги, и они нас научат понимать смысл
жизни.
Пояснение Б
Теория
Если
у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный
член, вводное
слово или общее придаточное,
запятая перед И не нужна.
Ссылки
Сложносочиненное
предложение – сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами:
Было холодно, но пришлось идти в школу.
Сочинительные
союзы – И, ИЛИ, ЛИБО, НО, А, ДА, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ОДНАКО…
Вводное слово служит
для выражения отношения говорящего к высказанной мысли и не являются членами
предложения: разумеется, конечно, по-видимому, наверное и др.
Общий
второстепенный член – один на все части сложного предложения: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.
Придаточное предложение - зависимая часть
главного предложения в сложноподчинённом предложении: Когда Вася
вышел на улицу, уже стемнело.
Сложноподчинённое
предложение – сложное предложение, состоящее из главного и придаточных, которые
присоединяются к главному подчинительными
союзами и союзными
словами. Леса шумели так,
будто океаны прорвали плотину.
Подчинительные союзы –
ЧТО, ЧТОБЫ, КОГДА, ЕСЛИ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО…
Союзные слова - относительные местоимения и наречия,
которые служат для присоединения придаточного предложения к главному: ЧТО,
КУДА, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КТО …
Примеры:
К ночи снегопад
закончился и усилились морозы. – в предложении две основы, но есть общее
обстоятельство – к ночи. Не нужна
запятая.
Иными
словами, время уже истекло и надо было уходить. - есть общее вводное слово
– иными словами. Запятая не нужна.
Когда
из-за туч вышла луна, все
вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. - есть
общее придаточное предложение времени – когда из-за туч вышла луна. Запятая
перед И не нужна.
Выполните
задание. Поставьте запятые.
1. Камни
побелели _ и по ним легко идти.
2. Из
окошка далеко блестят горы _ и виден Днепр.
3. Шум
стройки доносился отчетливо _ и впереди вспыхивали огни электросварки.
4. На
чердаке было совсем светло _ и шум ветра не казался в нем таким зловещим.
5. Но
и в этой комнате стояла пустая ванна _ и была пролита вода.
6. Осенью природа засыпает _ и люди готовятся к зиме.
7. От долгого сиденья у него затекли ноги _ и заболела спина.
8. Вдалеке надвигалась гроза
_ и тучи заволокли всё небо.
9. Для счастья людям нужен мир _ и не нужна война.
10. Землю подсушил мороз
_и запорошило первым нежным снегом.
11. Отсюда блестит река _
и виден весь город.
12. У него покраснел лоб _и выступили слезы.
13. Где-то звонко капала вода _ и стрекотали кузнечики.
14. Может, он вчера еще приехал _ и я забыла.
15. Когда приятели вернулись в свой город, был уже ноябрь _ и на улицах лежал глубокий снег.
16. На другой день Орлов вернулся к обеду _ и они помирились.
17. Стало быть, ей было
известно ее положение _ и она понимала его.
18. На небе были звезды _
и светился изредка застилаемый дымом
молодой месяц.
19. В сенях пахло свежими яблоками _ и висела волчья шкура.
20. Рано утром очень
прохладно _ и пахло осенью.
21. Бывает, идешь по лесу
_ и за тобой наблюдает множество глаз.
22. Поздней осенью природа засыпает_ и люди готовятся к зиме.
23. В лесу природа молчала
_и лишь слышен стук дятла.
24. По ночам в городе стало теплее _ и пахло огурцами.
25. После всего этого
пошел дождь_ и стало теплее.
Сравните
с правильным вариантом.
1. Камни
побелели, и по ним легко идти.
2. Из
окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
3. Шум
стройки доносился отчетливо, и впереди вспыхивали огни электросварки.
4. К
счастью, на чердаке было совсем светло и шум ветра не казался в нем таким
зловещим.
5. Но
и в этой комнате стояла пустая ванна и была пролита вода.
6. Осенью природа засыпает и
люди готовятся к зиме.
7. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина.
8. Вдалеке надвигалась гроза и тучи заволокли всё небо.
9. Для счастья людям нужен мир
и не нужна война.
10. Землю подсушил мороз
и запорошило первым нежным снегом.
11. Отсюда блестит река и
виден весь город.
12. У него покраснел лоб
и выступили слезы.
13. Где-то звонко капала вода
и стрекотали кузнечики.
14. Может, он вчера еще приехал
и я забыла.
15. Когда приятели вернулись в свой город, был уже ноябрь и на
улицах лежал глубокий снег.
16. На другой день Орлов вернулся к обеду и они помирились.
17. Стало быть, ей было
известно ее положение и она понимала
его.
18. На небе были
звезды и
светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
19. В сенях пахло свежими яблоками и
висела волчья шкура.
20. Рано утром очень
прохладно и пахло осенью.
21. Бывает, идешь по
лесу и за тобой наблюдает множество
глаз.
22. Поздней осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
23. В лесу природа
молчала и лишь слышен стук дятла.
24. По ночам в городе стало теплее и пахло огурцами.
25. После всего этого
пошел дождь и стало теплее.
Пояснение В
Теория
Запятая ставится перед
союзами а, но, да=но, однако, зато.
Запятая
ставится
перед второй частью двойного
союза как…,так, не только…,но и, не столько…,сколько,
насколько…,настолько, хотя и…,но, если не…,то, не
только не…а, не то чтобы…а и др.
Примеры
Дни стояли пасмурные,
однако теплые.
Музыка звучит если не у
вас, то у вашего соседа.
Петухов
хорошо сдал как зачеты, так и экзамены.
Сапунцов
не то чтобы не хотел заниматься французским,
а никак не мог начать.
Выполните
задание. Поставьте запятые.
1. Марина
не только не отказалась от идеи нарисовать на стене троллейбус _а уже
пригласила художника.
2. Феликс
хотя и старался выполнять домашние задания _ но почти никогда не успевал
сделать это.
3. Я
вас ждала как позавчера _ так и вчера.
4. Петухов
не столько мечтал об университете _ сколько хотел вырваться из школы.
5. Ей
не то чтобы мешали быть самой красивой _ но не поддерживали в этом стремлении.
6. Захар вполголоса не
только приказал Дику ждать _ а сам пошел на голоса и шум.
7. Эта история не так
интересна _ как поучительна.
8. Стрельцы признавали вину не столько в вооруженном бунте _ сколько в его замысле.
9. В первый раз после
двухнедельного отсутствия русские войска не только удержали поле сражения_
но прогнали французов.
10. Кабинет как был
запечатан_ так и остался.
11. Вахнов на мгновение
приобрел если не уважение _ то сочувствие.
12. Пахло в кухне не то чтобы вкусно_ а приторно.
13. И не настолько стало
важно сочинять сказки_ насколько было это занятие интересно.
14. Мы не только увлекались музыкой_ но старались изучать
танцевальные движения.
15. Хотя это было сделать трудно_ но очень важно.
16. Мы это ощущаем как быстро_ так и легко.
17. Эта музыка была не столько громкая_ сколько раздражающая.
18. Вам важно знать как теоремы_ так и особенности построения
графиков.
19. Не только мальчишки_ но и девчонки бросились играть в
футбол.
20. Хотя он шел и тихо_
но все же вприпрыжку.
21. Нам интересно работать как с собаками_ так и с кошками.
22. Хотя нас много_ но это его не останавливает.
23. Работа важна на
столько_ на сколько интересна.
24. Он как и не старался_ так и мог не уснуть.
25. В некоторых случаях определения с одинаковым основанием
можно отнести как к однородным_ так и к
неоднородным.
Сравните с правильным вариантом.
1. Марина
не только не отказалась от идеи нарисовать на стене троллейбус, а уже
пригласила художника.
2. Феликс
хотя и старался выполнять домашние задания, но почти никогда не успевал сделать
это.
3. Я
вас ждала как позавчера, так и вчера.
4. Петухов
не столько мечтал об университете, сколько хотел вырваться из школы.
5. Ей
не то чтобы мешали быть самой красивой, но не поддерживали в этом стремлении.
6. Захар вполголоса не
только приказал Дику ждать, а сам пошел
на голоса и шум.
7. Эта история не так
интересна, как поучительна.
8. Стрельцы признавали вину не столько в вооруженном бунте, сколько в его
замысле.
9. В первый раз после
двухнедельного отсутствия русские войска не только удержали поле сражения,
но прогнали французов.
10. Кабинет как был
запечатан, так и остался.
11. Вахнов на мгновение
приобрел если не уважение, то
сочувствие.
12. Пахло в кухне не то чтобы вкусно, а приторно.
13. И не настолько стало
важно сочинять сказки, насколько было
это занятие интересно.
14. Мы не только увлекались музыкой, но старались изучать
танцевальные движения.
15. Хотя это было сделать трудно, но очень важно.
16. Мы это ощущаем как быстро,
так и легко.
17. Эта музыка была не столько громкая, сколько раздражающая.
18. Вам важно знать как теоремы, так и особенности построения
графиков.
19. Не только мальчишки, но и девчонки бросились играть в
футбол.
20. Хотя он шел и
тихо, но все же вприпрыжку.
21. Нам интересно работать как с собаками, так и с кошками.
22. Хотя нас много, но
это его не останавливает.
23. Работа важна на
столько, на сколько интересна.
24. Он как и не старался, так и мог не уснуть.
25. В некоторых случаях определения с одинаковым основанием
можно отнести как к однородным, так и к
неоднородным.
Пояснение Г
Теория
Однородные члены,
соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми (да..да, ни…ни,
или…или, ли..ли, то…то, либо…либо, не то…не то…, то ли…то ли ).
НО!
Если повторяющийся союз соединяет фразеологизм, запятая не
нужна!
Ссылки
Однородными
называются членами предложения, которые относятся к одному и тому же слову и
отвечают на один и тот же вопрос.
Фразеологизм
- устойчивое словосочетание, значение которого
невыводимо из значений составляющих
его компонентов, например: "собаку съесть"...
Примеры
Ни он, ни его близкие не верили
такому счастью.
Он
то ходил по комнате, то останавливался возле окна.
Вася встал сегодня ни
свет ни заря.
Выполните
задание. Поставьте запятые.
1. Легкий
ветерок то просыпался _ то утихал.
2. Долго
ль мне гулять по свету _ то в коляске _ то верхом _то в кибитке _ то в карете _
то в телеге _ то пешком.
3. Овсяников
разъезжал _ либо на беговых дрожках _ либо в небольшой красивой коляске с
кожаным верхом.
4. Ну
что за человек – ни рыба _ ни мясо!
5. Звезды
то мигали слабым светом _ то исчезали.
6. Он иногда был то шумно весел _то грустен.
7. Он лишь подсвечивали то стены пещерного зала _ то наиболее
красивый сталагмит.
8. Ни люди _ни птицы его
в лесу не слышали.
9. Или слишком поздно _ или слишком рано должно это произойти.
10. Из большой комнаты в «номерах» доносились то ли дружный
хохот _ то ли рыдающие стоны гитары.
11. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал
псалмы _ то внушительно поучал дочь.
12. Не было ни бурных слов _ ни пылких признаний.
13 После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на людей
_ ни на попутные села и города.
14. Нигде не было видно ни воды _ ни деревьев.
15. Высоко в небе парил не то коршун _ не то ястреб.
16. Дни были то солнечные _ то хмурые.
17. Ни то _ ни сё_ ни
житель света _ ни призрак мертвый.
18. Пускай да послужит он в армии _ да понюхает пороху.
19. Легкий ветерок не то просыпался _ не то утихал.
20. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках _либо в
небольшой красивой тележке с кожаным верхом.
21. Он была ни жива _ ни мертва.
22. Ни богу свечка _ни
черту кочерга.
23. Ни в городе Богдан _
ни в селе Селифан.
24. Нельзя было тронуться ни взад _ни вперед.
25. Жизнь моя в Петербурге ни то_ ни сё.
Сравните с правильным вариантом.
1. Легкий
ветерок то просыпался, то утихал.
2. Долго
ль мне гулять по свету то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в
телеге, то пешком.
3. Овсяников
разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой коляске с кожаным
верхом.
4. Ну
что за человек – ни рыба ни мясо!
5. Звезды
то мигали слабым светом, то исчезали.
6. Он иногда был то шумно весел, то грустен.
7. Он лишь подсвечивали то стены пещерного зала, то наиболее красивый сталагмит.
8. Ни люди, ни птицы его в лесу не слышали.
9. Или слишком поздно,
или слишком рано должно это произойти.
10. Из большой комнаты в «номерах» доносились то ли дружный
хохот, то ли рыдающие стоны гитары.
11. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал
псалмы, то внушительно поучал дочь.
12. Не было ни бурных слов _ ни пылких признаний.
13. После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на
людей, ни на попутные села и города.
14. Нигде не было видно ни воды,
ни деревьев.
15. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
16. Дни были то солнечные, то хмурые.
17. Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мертвый.
18. Пускай да послужит он в армии, да понюхает пороху.
19. Легкий ветерок не то просыпался, не то утихал.
20. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в
небольшой красивой тележке с кожаным верхом.
21. Он была ни жива ни мертва.
22. Ни богу свечка, ни
черту кочерга.
23. Ни в городе
Богдан, ни в селе Селифан.
24. Нельзя было тронуться ни взад ни вперед.
25. Жизнь моя в Петербурге ни тони сё.
Пояснение Д
Теория
Запятая ставится между
парами однородных членов.
Запятая ставится при
отсутствии союза И перед первым из перечисляющихся членов предложения, если
союз И повторяется хотя бы дважды.
Обратите внимание:
запятая ставится и перед первым И тоже.
Проверьте,
действительно ли союз повторяющийся. Повторяющийся союз должен соединять
однородные члены предложения. Например, если перед вами три союза И: первый
соединяет однородные подлежащие, второй – однородные определения, третий - однородные обстоятельства, это
неповторяющиеся союзы. Запятые не нужны!
Запятая
не ставится, если члены предложения соединены неповторяющимся союзом И, ДА=И,
ИЛИ, ЛИБО.
Если союз И стоит перед первым из перечисляемых
членов предложения, запятая перед ним не нужна.
Ссылки
Однородными
называются членами предложения, которые относятся к одному и тому же слову и
отвечают на один и тот же вопрос.
Примеры
От дома
и от деревьев, от голубятни и от галереи
побежали длинные тени.
Ему нравились дом, и сад при доме, и вечерний чай, и
плетеные стулья.
Анисимов
смотрел на синее небо и плывущие облака и вспоминал прошедшее лето и Женю.
Вкус
ребенка извилист, прихотлив и неожидан.
Он
был занят только собой и тогда,
и теперь
Выполните
задание. Поставьте запятые.
1. Стук
ставни и завывание ветра заставляли бледнеть _и мужчин _и женщин _и детей.
2. Он
рощи полюбил густые_ уединенье _тишину _и ночь _и звезды_ и луну.
3. Вот
уж _и стука _и крика_ и бубенцов не слыхать.
4. Старшая
сестра Нина постоянно вышивала оборки_ и воротнички _и составляла разные узоры.
5. Он
очень загорел_ похудел_ и побледнел_ и чувствовал смертную тоску.
6. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
7. Я прислушивался к
голосам народного творчества_ и природы _и брал напетое_ и подсказанное ими в
основу своего творчества.
8. Светлые полосы от огня_
и черные тени ночи плясали вокруг костра _ и ползали по земле где-то в пространстве.
9. Едет витязь степью _ и горами _ и видит крест
на холме _ и несколько пещер.
10. И дни _
и ночи до утра в степи бураны бушевали _
и ветки снегом заметали _ и заносили хутора.
11. Русский народ смышлен_
и понятен _ усерден _ и горяч ко всему благородному_ и прекрасному.
12. Солдаты шли скоро_ и
молча _ и невольно перегоняли друг друга.
13. Он схвати Ваню большими руками _ и прижал к груди _ и засмеялся тихим смехом.
14. Казачки сидели на земле_ и завалинках хат_ и
звонко болтали
15. Море вечно _и неумолкаемо шумит _ и плещет.
16. А вокруг были дым_ и
бой_ и смерть.
17. Со всех сторон
слышались и смех _ и песни.
18. Татьяна верила
преданьям простонародной старины _и снам _и карточным гаданьям _ и
предсказаниям луны.
19. Много в нашем саду и
за оградой деревьев и кустарников.
20. Темнота раннего
зимнего утра скрывала_ и площадку на берегу_ и полотняный поселок из палаток
_ и самих людей.
21. Он приезжал нас
навестить либо в понедельник _ либо во
вторник.
22. Я хочу быть отроком
светлым _иль цветком в луговой межи.
23. Она требует самоотвержения_ чистоты души_ и чистоты помыслов.
24. Колокольчик звонко
плачет_ и хохочет_ и визжит.
25. Был счастье_ и горе
_радость _ и боль.
Сравните с предлагаемым
вариантом.
1. Стук
ставни и завывание ветра заставляли бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.
2. Он
рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.
3. Вот
уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.
4. Старшая
сестра Нина постоянно вышивала оборки и воротнички и составляла разные узоры.
5. Он
очень загорел, похудел и побледнел и чувствовал смертную тоску.
6. И днем и ночью кот
ученый все ходит по цепи кругом.
7. Я прислушивался к
голосам народного творчества и
природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего
творчества.
8. Светлые полосы от
огня и черные тени ночи плясали вокруг
костра и ползали по земле где-то в пространстве.
9. Едет витязь степью и горами
и видит крест на холме и
несколько пещер.
10. И дни
и ночи до утра в степи бураны бушевали,
и ветки снегом заметали, и заносили хутора.
11. Русский народ
смышлен и понятен, усерден и горяч ко
всему благородному и прекрасному.
12. Солдаты шли скоро и
молча и невольно перегоняли друг друга.
13. Он схвати Ваню большими руками, и прижал к груди, и засмеялся тихим смехом.
14. Казачки сидели на земле и завалинках хат и
звонко болтали.
15. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
16. А вокруг были дым, и
бой, и смерть.
17. Со всех сторон
слышались и смех, и песни.
18. Татьяна верила
преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям. и предсказаниям
луны.
19. .Много в нашем саду и за оградой деревьев и кустарников.
20. Темнота раннего
зимнего утра скрывала и площадку на берегу,
и полотняный поселок из палаток, и самих людей.
21. Он приезжал нас
навестить либо в понедельник, либо во
вторник.
22. Я хочу быть отроком светлым иль цветком в луговой межи.
23. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов.
24. Колокольчик звонко
плачет, и хохочет, и визжит.
25. Был счастье и горе,
радость и боль.
Дополнительно ЕГЭ 15. |
Ответы
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
1 вариант
|
24
|
45
|
35
|
35
|
12
|
25
|
14
|
2 вариант
|
25
|
45
|
15
|
35
|
23
|
34
|
25
|
Возможные трудности
|
Добрые советы
|
Если
перед деепричастным оборотом стоит союз и, где следует ставить запятую: перед
ним или после него?
Он повернулся в дверях(1) и (2) не попрощавшись с хозяином(3)
вышел.
|
Скорее
всего, союз и служит здесь для связи однородных сказуемых. Он никак не связан
с деепричастным оборотом, поэтому в оборот его нельзя включать. Запятая ставится
непосредственно перед оборотом после союза и.
Он повернулся в
дверях и, не попрощавшись с хозяином, вышел. (2,3)
|
Всегда
ли деепричастие и деепричастный оборот обособляются?
|
Нет,
обособление отменяется в следующих случаях:
1)
деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя
рукава, сломя голову и др.):
не
бросайся в драку очертя голову;
будем
работать _ засучив рукава.
2)
одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное
значение ( напр. нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.):
тогда
я _ шутя_ поднимал восьмипудовые мешки (т.е. легко).
топором
он махал _ играя, без всякого напряжения.
3)
одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после
сказуемого, тесно сливаются с ним по смыслу (вплоть до того, что становятся
частью сказуемого). Именно на него падает логическое ударение в этом
предложении:
Юрик
продолжал жонглировать _сидя (говорящему важно не то, что Юрик жонглировал, а
то, что он жонглировал и при этом сидел).
|
Как следует расставлять запятые, если в
предложении встречаются два деепричастных оборота, между которыми стоит союз
и (или, либо)?
Дым плыл клубами
_ поднимаясь вверх_ и_ расползаясь под сводами пещеры.
Седой человек вышел
вперед_ несколько поколебавшись_ и_ подняв руку_
призвал к молчанию.
|
В этом случае пунктуационное оформление может быть
разным. Если оба оборота зависят от одного сказуемого и являются однородными
обстоятельствами, то они выделяются запятыми как единая структура, не
отделяясь друг от друга.
Дым плыл клубами,
/поднимаясь вверх и расползаясь под сводами пещеры/.
Если же обороты зависят от разных сказуемых,
то каждый из них выделяется запятыми отдельно.
Седой человек вышел
вперед, несколько поколебавшись, и, подняв руку, призвал к молчанию.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
12
|
13
|
13
|
14
|
14
|
134
|
2
|
123
|
123
|
134
|
234
|
1234
|
12
|
1234
|
12
|
234
|
123
|
1234
|
Вариант 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
1
|
13
|
123
|
123
|
123
|
12
|
1234
|
14
|
3
|
12
|
3
|
23
|
13
|
12
|
124
|
234
|
12456
|
1345
|
1234
|
1245
|
145
|
2
|
13
|
1247
|
145
|
12456
|
34
|
234
|
13
|
123
|
2345
|
1455
|
134
|
1345
|
2345
|
124
|
123
|
125
|
124
|
123
|
345
|
13
|
Значение
|
Вводные слова
|
1.уверенность
|
конечно, бесспорно, разумеется, без сомнения, несомненно, в самом
деле, действительно, само собой, правда, подлинно, само собой
разумеется, естественно, спору нет.
|
2. неуверенность, предположение
|
наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей
вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как
видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо
полагать, в каком-то смысле, некоторым образом, допустим, предположим,
так или иначе, если хотите.
|
3.различные чувства: радость, одобрение
|
К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше,
к удовольствию кого-либо и др.
|
4.различные чувства: сожаление, неодобрение
|
к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию,
к досаде , на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже,
что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго и др.
|
5.различные чувства: удивление, недоумение
|
удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело,
странное дело и др.
|
6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания
|
по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве
сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать
по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме
шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.
|
7.источник сообщения
|
по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по
выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки
зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят,
говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно,
как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд , с моей точки зрения ,
вижу, известно , по наблюдению , с точки зрения и др.
|
8.порядок мыслей и их связь
|
во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким
образом, например, к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в
довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой
стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть,
кстати сказать, кстати, к слову сказать и др.
|
9.способ оформления речи
|
одним словом, словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря,
прямо говоря, собственно, собственно говоря, вернее, короче,
прямо сказать, лучше сказать, так сказать, проще сказать, если можно
так выразиться, как бы сказать, что называется, значит и
др.
|
10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов
|
по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной
степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как
водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.
|
11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём
внимания
|
знаешь (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь ли), понимаешь
(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе
представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не
поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость,
напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что
ещё существенней, что существенно , позвольте, помилуйте, поймите , помните,
заметьте
( себе) и др.
|
12.выражения вежливости
|
простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и
др.
|
будто
|
вряд ли
|
обычно
|
как будто
|
как раз
|
поэтому
|
ведь
|
якобы
|
причём
|
как бы
|
просто
|
обязательно
|
даже
|
только
|
словно
|
вот
|
всё-таки
|
вдобавок
|
всё же
|
потому
|
вдруг
|
внезапно
|
притом
|
при этом
|
поистине
|
буквально
|
почти
|
именно
|
едва
|
авось
|
обязательно
|
между тем
|
небось
|
Может, может быть, кажется, должно быть, очевидно, возможно, видно
|
Если обозначают степень достоверности,
то это вводные слова. Если же к ним можно задать вопрос, то они являются
сказуемыми.
|
Может, мне прийти завтра? (вводное слово)
Он может выполнить работу успешно
(сказуемое).
|
Кстати
|
Вводное слово, если указывает на связь
мыслей, и обстоятельство в значении «заодно»
|
Кстати, тебе нужно ещё решить задачу.
Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.
|
Между прочим
|
Вводное слово, если указывает на
связь мыслей, и обстоятельство, если можно задать вопрос (как?)
|
Его подруга, между прочим, лучшая
ученица в школе(вводное слово).
В своей речи он между прочим отметил,
что скоро поедет в командировку ( обст.).
|
Прежде всего
|
Вводное слово, ели указывает на связь
мыслей ( = во-первых). Обстоятельство времени( = сначала), если к нему можно
задать вопрос (когда?)
|
Прежде всего, необходимо выучит
правила.
Прежде всего он взял с собой ноутбук.
|
Действительно, несомненно, соответственно, безусловно
|
Это вводные слова, если указывают на
степень уверенности. Если же к ним можно задать вопрос (как?), то это
обстоятельство.
|
Отсюда, действительно, открывается
прекрасный вид.
Я действительно таков.
|
Таким образом, наконец, далее, в конце концов, потом.
|
Вводные слова. если указывают на
последовательность мыслей.
Если это обстоятельства, то запятыми
они не выделяются.
|
Таким образом. можно сделать вывод из
сказанного.
Таким образом ( как?) он выполнил всё
задание.
|
Вообще
|
Вводное слово = « вообще говоря».
В других значениях- не вводное слово (
« в целом, совсем, всегда» и т.д.)
|
Его работа, вообще, интересна только
специалистам.
Он был мне вообще неинтересен
( = совсем).
|
Конечно
|
Вводное слово имеет значение степени
уверенности. Оно может быть усилительной частицей, тогда не выделяется
запятыми. Произносится с особой интонацией
убеждённости, уверенности.
|
Мы, кончено, рады встрече.
Я кончено бы согласился на данное
предложение.
|
Во всяком случае
|
Вводное слово, если употреблено для
оценки чего-либо. Если равно по
значению « всегда, в любых обстоятельствах», то не вводное.
|
Я, во всяком случае, не хочу даже
думать об этом.
|
В самом деле
|
Данное сочетание чаще всего не
является вводным слово, а употребляется в значении «действительно», являясь обстоятельством. Вводным оно является
для выражения недоумения, возмущения.
|
Он в самом деле прекрасно разбирается
в музыке.
Что ты, в самом деле, так себя ведёшь
высокомерно?
|
В свою очередь
|
Это вводное слово, если выражает
способ оформления мыслей или указывает на связь мыслей.
Не является вводным в значении
«в ответ», « когда наступает очередь».
|
Это, в свою очередь, поможет ему на
работе.
Она встала свою очередь .
|
Значит
|
Вводное слово, если равно по значению
словам «следовательно», «стало быть»
Может быть сказуемым, близким по
значению к «означает».
|
Это важная работа, значит, её нужно
выполнить сегодня.
Дружить – значит во всём
доверять другому, быть рядом с ним в трудную минуту.
|
Наоборот
|
Вводное слово указывает на связь
мыслей.
Не является вводным в двух случаях:
1.является одним из однородных членов
2.в конце предложения оно равно его
второй части .
|
Он не хотел её обидеть, наоборот,
думал поддержать ( вводное слово).
Весной брюнетки часто становятся
блондинками и наоборот
( однородный член).
Чем больше будешь заниматься, тем выше
будут результаты, и наоборот (часть сложносочинённого предложения)
|
Например
|
Всегда является вводным, но
оформляется по – разному : 1.выделяется с обеих сторон запятыми
2.если стоит в начале или в конце уже
обособленного члена предложения, то не выделяется запятой вообще
3.после слова может стоять двоеточие,
если далее идут однородные члены.
|
1.Он был очень внимателен к своей внешности,
например, тщательно следил за одеждой.
2.Во многих городах России есть метро,
например в Казани.
3.Мне нравятся многие школьные
предметы, например: русский язык, литература, история, обществознание.
|
Главным образом
|
1.Это вводное слово, если служит для
оценки чего-либо.
2.Если входит в состав
присоединительной конструкции, то в начале и в конце её не выделяется
запятой.
3.Не является водным в значении «в
первую очередь», « больше всего».
|
1.Теорию нужно учить и, главным
образом, почти наизусть.
2.Многие люди, главным образом
представители интеллигенции, уже не верили обещаниям императора.
3.Мне в нём нравится главным образом
порядочность.
|
В частности
|
1.Вводное слово, если указывает на
связь мыслей.
2.В начале или в конце
присоединительной конструкции данное вводное слово не выделяется запятой.
3.Оставаясь вводным, не выделяется ,
если соединено союзом И со словом «вообще».
|
1.Она интересовалась, в частности,
историей образования данного фразеологизма.
2.Я люблю читать книги о животных, в
частности о кошках.
3.Разговор шёл о литературе вообще и в
частности о её новинках.
|
По крайней мере
|
1.При значении оценки является вводным
словом.
2.Не вводное в значении
« самое меньшее», «не меньше чем».
|
1.Он, по крайней мере, будет
вести себя достойно.
1. По крайней мере четверо из класс
должны принять участие в кроссе.
|
С точки зрения
|
1.Вводное слово в значении «по
мнению».
2.В значении «в отношении» не является
вводным.
|
1.Её выступление, с точки зрения
присутствующих, было прекрасное.
2.Строительство идёт по плану с точки
зрения сроков.
|
Практикум
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
1
|
1234
|
1234
|
12
|
34
|
1234
|
1234
|
34
|
34
|
34
|
34
|
12
|
12
|
12
|
123
|
1234
|
34
|
2
|
34
|
34
|
1234
|
123
|
1234
|
12
|
34
|
1234
|
12
|
12
|
12
|
34
|
12
|
12
|
34
|
12
|
Различные качества предмета
|
Чижа
захлопнула злодейка-западня.
|
Западня
(какая?) злодейка
|
Степень родства
|
Брат Данил пошел в школу.
|
Данил
(какой?) брат
|
Возраст
|
Неторопливо
шествует сторож-старик.
|
Сторож
(какой?) старик
|
Профессию
|
Девушка-официантка принесла
меню.
|
Девушка
(какая?) официантка
|
Национальную принадлежность
|
Таксист-грузин привез
нас на вокзал.
|
Таксист
(какой?) грузин
|
Назначение предмета
|
Ракета-носитель готова
к запуску.
|
Ракета
(какая?) носитель
|
Названия газет, предприятий и т.д.
|
Атомоход «Ермак»
покорил Северный полюс.
|
Атомоход
(какой?) «Ермак»
|
Виды приложений
Согласованное приложение
|
Несогласованное приложение
|
Стоит в
том же падеже и числе, что и определяемое слово.
Врач-терапевт, врачу-терапевту,
врачом-терапевтом
|
Стоит в
именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово.
Озеро Байкал, озера Байкал, озеру Байкал,
об озере Байкал
|
2.
Однородное приложение
|
Неоднородное приложение
|
раскрывает
близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны.
Между
однородными приложениями ставится запятая:
доктор медицинских наук, профессор Иванов
|
раскрывает
разные признаки предмета, характеризующие его с разных сторон.
Между
неоднородными приложениями запятая не ставится:
врач профессор Иванов
|
3.
Нераспространенное приложение
|
Распространенное приложение
|
выражено
одним существительным
Вьётся улица-змея (В. Маяковский)
|
выражено
сочетанием слов
Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо
смотрела в сторону солдат... (В. Астафьев)
|
4.
Обособленное приложение
|
Необособленное приложение
|
Выделяется
запятыми или тире
|
Не
выделяется запятыми или тире
|
Распространенное приложение,
стоящее после определяемого слова
|
Девочка, любимица отца,
вбежала смело... (Л.Толстой)
|
Если стоит перед определяемым словом, имеет оттенок бытийности и может употребляться со словом “будучи” |
Несчастью
верная сестра, надеждав
мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье... (А.Пушкин).
(Можно
сказать: Будучи несчастью верной сестрой, надежда в мрачном подземелье
разбудит бодрость и веселье)
|
Приложение при личном местоимении
|
День
победы, он
дорогого стоил
|
Распространенное приложение после
определяемого слова
|
Медведь, царь лесов, издал
страшный рев
|
Если приложение – имя собственное
или кличка животного, стоит после определяемого слова и поясняет или уточняет
нарицательное существительное
|
Был там и один из
провинившихся,Степанов.
|
Если приложение – имя собственное,
стоит после определяемого слова и имеет ярко выраженное значение уточнения,
пояснения
|
Хозяин
сакли, Садо, был человек лет сорока (Л.Толстой).
|
Одиночное приложение, которое
стоит после определяемого нарицательного существительного и поясняет или
уточняет это существительное – особенно если перед существительным стоит
другое определение
|
На зов
откликнулся розовощекиймальчишка, подмастерье.
|
Если определяемое слово – личное
местоимение
|
Мы, артиллеристы,
хлопотали возле орудий (Л.Толстой).
|
Приложение,
имеющее добавочное обстоятельственное значение (чаще всего с союзом “как”,
имеющим значение причины)
|
Смышленые
звери, бобры зимуют
разумно (Д.Зуев).
И Биркопф, как
человек сметливый, тотчас воспользовался исключительностью своего
положения (Л.Толстой).
|
Приложение,
присоединенное к определяемому слову с помощью слов даже, например, в
особенности, то есть и т.п.
(В этом случае приложение имеет
ярко выраженное значение уточнения).
|
Отец
показал мне деревянный ларь,то есть ящик, широкий вверху и
низенький внизу (С.Аксаков).
|
Для отделения приложения от
однородных членов предложения (чтобы приложение не воспринималось как один из
однородных членов)
|
Живет у
нас бывший корабельный врач –быстрый и строгий старик, большой
знаток музыки...(К.Паустовский).
|
При интонационном подчеркивании
самостоятельности распространенного приложения, имеющего ярко выраженное
уточнительное, поясняющее значение
|
По ночам
часто плакал во сне Фунтик –маленькая рыжая такса(К.Паустовский).
|
Если приложение – в конце
предложения и является развернутым разъяснением определяемого слова
|
Пришел сосед – худой
высокий мужчина со шрамом на правой щеке.
|
Вообще вместо запятой часто
ставится тире, если приложение стоит в конце предложения
|
Наступил
вечер – время теней.
|
Если перед
приложением можно вставить слова
то есть, а именно |
С нашим Алдаром – большим черным
псом – мы ничего не боялись.
|
Приложение с союзом КАК, если его
можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ
|
Как наука история зародилась в
глубокой древности.
(В качестве науки…)
|
Между одиночным существительным и
одиночным приложением
|
чайка-рыболов
девушка-официантка
|
В сложных научных терминах
|
заяц-беляк
бабочка-лимонница |
Если приложение выражено именем
собственным и стоит перед определяемым словом
|
Царь-колокол (но колокол Царь)
Иван-царевич (но царевич Иван)
Москва-река (но река Москва)
|
Если определяемое слово выражено
именем собственным, а приложение образует с ним смысловое целое
|
Капица-старший
Дюма-сын |
Если приложение, стоящее перед
определяемым словом, может быть заменено однокоренным согласованным
определением
|
старик крестьянин (старыйкрестьянин)
|
Если первое из двух нарицательных
существительных обозначает родовое понятие, а второе – видовое
|
дерево
береза
река Москва |
Если
первым элементом являются общеупотребительные слова-обращения: гражданин,
мистер, фрау, господин, товарищ
|
товарищ
майор
мистер Холмс
господин Никто
|
Если в предложении – два
однородных приложения, которые относятся к одному и тому же определяемому
существительному и соединены союзом И
|
студенты медики и биологи |
если в предложении – два
определяемых существительных, которые относятся к одному и тому же приложению
и соединены союзом И
|
студенты и преподаватели медики |
Кавычки:
Несогласованные приложения,
представляющие собой имена собственные в переносном значении, выделяются
кавычками
Исключение составляют некоторые
прозвища людей:
Всеволод Большое Гнездо,
Чингачгук Большой Змей
|
Атомоход
«Арктика»
газета «Труд» |
Теория к заданию 16 по русскому языку: Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении.
Алгоритм выполнения задания 16 ЕГЭ по русскому языку:
- Выделите основы.
- Вставьте знаки препинания, если это потребуется.
- Выпишите номера предложений, в которых одна запятая.
Алгоритм выполнения задания 17 ЕГЭ по русскому языку:
- Внимательно прочтите предложения.
- Определите есть ли вставные конструкции.
- Выделите их запятыми, если это необходимо.
- Запишите цифры в бланк.
Задание 18
Теория к заданию 18 по русскому языку: Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Алгоритм выполнения задания 18 ЕГЭ по русскому языку:
- Прочтите предложение.
- Определите наличие вставных конструкций в предложении.
- Расставьте знаки препинания.
- Выберите нужные цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.
Когда я нашел доктора Богатства, мне отчаянно нужно было вернуть мою бывшую возлюбленную. Он оставил меня ради другой женщины. Это произошло так быстро, и я вообще не мог повлиять на ситуацию. Он просто бросил меня через 3 года без объяснения причин. Я связался с доктором Богатым, и он сказал мне, что мне нужно сделать, прежде чем он сможет мне помочь, и я сделал то, что он мне сказал, после того, как я предоставил то, что он хотел, он наложил приворот, чтобы помочь нам снова вместе. Вскоре после того, как он наложил свое заклинание, мой парень снова начал писать мне и почувствовал себя ужасно из-за того, через что он только что меня заставил. Он сказал, что я был самым важным человеком в его жизни, и теперь он это знает. Мы переехали вместе, и он был более открыт для меня, чем раньше, и стал проводить со мной больше времени, чем раньше. С тех пор, как Dr.Wealthy мне помог, мой партнер стал очень стабильным, верным и ближе ко мне, чем раньше. Я настоятельно рекомендую Dr.Wealthy всем, кто нуждается в помощи. Электронная почта: wealthylovespell@gmail.com. Позвоните ему или добавьте его в WhatsApp через: +2348105150446 Dr.Wealthy СТРАНИЦА БЛОГА: Блог: https://wealthylovespell.blogspot.com
ОтветитьУдалить