Трудные случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм глаголов
1. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив | Ед.ч. | Мн.ч. |
глядеть | гляди | глядите |
ехать | поезжай | поезжайте |
лазать | лазай | лазайте |
лезть | полезай, лезь | полезайте, лезьте |
лечь | ляг | лягте |
трогать | трогай | трогайте |
2. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
3. Глагол класть (всегда без приставки)
4. Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
5. У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.
1.
Правильными
являются следующие формы глаголов повелительного наклонения: ЛЯГ – ЛЯГТЕ, ПОЕЗЖАЙ – ПОЕЗЖАЙТЕ, ПОЛОЖИ
ПОЛОЖИТЕ, КЛАДИ – КЛАДИТЕ, БЕГИ – БЕГИТЕ, ЛАЗАЙ – ЛАЗАЙТЕ; ЗАКУПОРИТЬ –
ЗАКУПОРЬ, ВЫПРАВИТЬ – ВЫПРАВЬ.
2.
Правильными
являются следующие формы:
ЕЗДИТЬ – Я
ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ; ЛАЗИТЬ – Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ;
ЖЕЧЬ – ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ,
ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ;
МАХАТЬ – ОНИ МАШУТ; ХЛЕЕСТАТЬ – ОНИ ХЛЕЩУТ.
3.
Правильными
являются следующие формы:
СОХНУТЬ – СОХ,
ЗАМЕРЗНУТЬ – ЗАМЁРЗ, ПРОМОКНУТЬ – ПРОМОК.
Примеры:
1.
Поезжай
быстрее, положи на место, беги сюда, кладите аккуратнее.
2.
Он
ездит быстро, мы жжём костёр, они машут руками.
3.
Он
промок под дождём и сох целый день, котёнок замёрз.
4.
мы ЖГЁМ костёр
ОБЕИМИ руками
МАШУТ платками
ЛЯГТЕ на ковёр
КРАСИВЕЙШАЯ женщина
3. ДВОЕ брюк
много ПОМИДОРОВ
ЕХАЙ побыстрее
БЛИЖАЙШИЙ друг
едва УСПЕВ
4. Запомните причастия МОКНУВШИЙ, ОБГРЫЗЕННЫЙ.
5. Запомните, что деепричастие несовершенного вида (что делая?) образуется с помощью суффикса –а(-я):
ГУЛЯТЬ – ГУЛЯЯ, ИГРАТЬ – ИГРАЯ.
Деепричастие совершенного вида (что сделав?) – с помощью суффикса –в: ПОГУЛЯТЬ – ПОГУЛЯВ, ПОИГРАТЬ – ПОИГРАВ.
Слов гуляв, погуляя не существует.
6. Формы деепричастий с суффиксом –вши часто являются просторечными: поигравши, погулявши.
Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма | Повелительное наклонение |
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить | Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те) |
2) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
Неопределенная форма | Прошедшее время |
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. | Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать | ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем |
абрикос, гранатов,
мандаринов, помидор, редактора, паспорты, профессора, штемпели, боков, джинс, гольф, клипсов, носок, рельс, аудиторий,
эскадрлий, грамм, километров,таджик, узбеков, якут.
Временной разнобой
Считается, что текст не будет выглядеть красиво, если внутри одного абзаца (тем более предложения) глаголы будут стоять в разных временных формах. Иногда временной разнобой значительно искажает смысл текста или затрудняет понимание. Итак старайтесь писать так, что в сочинении соседние глаголы были в форме одного времени, а в задании 7 ищите такое предложение, в котором это требование нарушено. Надо просто подписать над каждым глаголом в выданных предложениях время.
Рассмотрим пример
Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.
В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой - в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.
Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.
Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.
Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
Видовой разнобой
С видовым разнобоем всё примерно так же. Задайте вопросы ко всем глаголам в предложениях и определяйте вид.
- Что делать? - несовершенный вид.
- Что сделать? - совершенный вид.
Так вот, если в одном предложении у вас два глагола разного вида, вы нашли искомую ошибку.
Ошибка также может выражаться и в искажении смысла высказывания из-за неправильного выбора вида глагола.
Попробуем обнаружить нарушение видовой соотнесённости глагольных форм в предложениях
Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Что делать? - расти. Несовершенный вид.
Что сделать? - проявить. Совершенный вид.
Данный метод выгодно применить и для определения давления.
Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать "применять", а не "применить". Вот она ошибка.
А теперь подумайте сами
Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.
|
---|
Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня.
|
---|
Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте.
|
---|
Обгрызенное яблоко, мокнувший плащ.
5. Говоря – заговорив, рисуя – нарисовав, фотографируя – сфотографировав.
Выполните задания.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. ПРОМОК во время дождя
ПОЕЗЖАЙ прямо
ИХ отношения
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
пара ВАЛЕНОК
2. мы ЖГЁМ костёр
ОБЕИМИ руками
МАШУТ платками
ЛЯГТЕ на ковёр
КРАСИВЕЙШАЯ женщина
3. ДВОЕ брюк
много ПОМИДОРОВ
ЕХАЙ побыстрее
БЛИЖАЙШИЙ друг
едва УСПЕВ
Ответ: обгрызенное, жжём, поезжай
обгрызенное от глагола обгрызть (сов. вид.) образуется причастие при помощи суфиикса енн, а от глагола обгрызать можно образовать (несов. вид) только обгрызаемое (несов. вид).
Новые тесты (с ключами) 2020
Местоимение Урок.
Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников
* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Запомните местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ.
Внимание! Слов евойный, ейный, ихний в русском языке не существует!
Примеры:
Его пиджак, её письмо, их ножницы, его брюки, её шляпа, их сал.
Выполните задания.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. ИХНИЙ гость
несколько ТУРОК
отряд ГУСАР
около ПОЛУТОРАСТА мешков
благодаря ЕМУ
2. в течение ПОЛУТОРА месяцев
ЕЙНОЕ пальто
рота САПЁРОВ
ДИРЕКТОРА школ
родина АРМЯН
17. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
идут без НЕЁ
стоять перед НИМ
идти навстречу НЕЙ
при помощи ЕЁ
в отношении ЕГО
18. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
винить САМУ себя
ИХНИЙ план
ЕЁ книга
ЕГО учебники
ИХ товарищи
19. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
выше ИХ
в отношении ЕГО
мимо ИХ
сзади НЕГО
при помощи ЕЁ
20. Выберите вариант ответа, в котором предложение построено с ошибкой: содержит двусмысленность при употреблении местоимения.
1) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.
2) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, зверёк прыгает.
3) Воспитатель обращает внимание на ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, животное прыгает.
Степень сравнения прилагательного и наречия может быть или простой, или сложной: красивый – красивее, более / менее красивый, красивейший, самый красивый, красивее всех, наикрасивейший; красиво – красивее, более / менее красиво, красивее всего, наиболее / наименее красиво, сладкий – слаще, более сладкий, сладчайший, самый сладкий.
Внимание! Нельзя сказать более красивее, самый красивейший, наиболее красивее.
Примеры:
Слабый – слабее, более / менее слабый, слабейший, самый слабый; слабо – слабее, более / менее слабо, слабее всего.
Выполните задание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ
КРАСИВЕЕ всех
ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ журнал
вёл себя наиболее УВЕРЕННО
около ДЕВЯНОСТА лет
2. НАИЛУЧШИЙ вариант
самый ЧЕСТНЕЙШИЙ человек
более ВЕСЕЛО
нет СЕМИСОТ телевизоров
ТРИ товарища
3. СТА СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ПЯТЬЮ студентами
более КРАСИВЕЕ
самый НОВЫЙ
ЕЁ друзья
пара БОТИНОК
Ответы: лучший,честный, красиво
Тема:
Морфология. Части речи. Морфологические нормы. Склонение существительных,
числительных, местоимений.
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЧУЛОК
много
ВАФЕЛЬ
нет
ПРОСТЫНЬ
тяжёлых
БУДНЕЙ
много
ГРАБЛЕЙ
несколько
банок ШПРОТОВ
2. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько
килограммов ГРАНАТОВ
пять
килограммов МАНДАРИНОВ
десять
банок ПОМИДОРОВ
большой
урожай ТОМАТОВ
несколько
АПЕЛЬСИНОВ
немного
МАНДАРИНОВ
3.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ТУРКМЕН
несколько МОНГОЛ
много
ЦЫГАН
много
РУМЫН
несколько
ТУРОК
много МОНГОЛ
4. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРАКТОРА
уже вышли в поле.
Завод
выпускает ТРАКТОРЫ марки «Беларусь».
На
совещание собрались ДИРЕКТОРА предприятий лёгкой промышленности.
РЕКТОРЫ
ведущих вузов России единогласны в своём мнении.
Не
все БУХГАЛТЕРА сдали документы.
5. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В
небе над ТУШИНОМ.
Мы
живём в КЕМЕРОВЕ.
Речь
идёт об аэропорте в ШЕРЕМЕТЬЕВЕ.
Подъезжаем
к ОСТАНКИНУ.
Живу
в городе ИВАНОВЕ
6.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
стакан
КОФЕЙКУ
стакан
крепкого ЧАЮ
кусок
российского СЫРА
банка
липового МЁДА
десять
килограммов САХАРА
7. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Много
МОЛОДЁЖИ
История
НАРОДА
Не
до СМЕХУ
Задать
ПЕРЦУ
Что
есть ДУХА
8. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРЕМЯСТАМИ
шагами дальше
с
ТЫСЯЧЬЮ ПЯТЬЮСТАМИ ВОСЕМЬЮ рублями
не
более ТРЁХСТА рублей
На
ЧЕТЫРЁХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ участках
в
ТЫСЯЧА ТРИСТА СЕДЬМОМ году
9.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Не
более ПОЛУТОРАСТА духовых оркестров
расстояние
в ТЫСЯЧУ СЕМЬ метров
СОРОКА
ученикам
ДЕВЯНОСТО
работникам
Около
СТА человек
10.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПОЛТОРА
килограммов сахара
о
ДЕВЯНОСТА ПЯТИ сотрудниках
с
ПОЛУТОРАСТА лошадьми
ТЫСЯЧА
ДЕВЯТЬСОТ СОРОК ТРЕТЬИМ годом
О
СОРОКА школах
11. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к
ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ участникам
ШЕСТЬЮСТАМИ
учебниками
в
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
ПЯТИСТАМИ
ТРИДЦАТЬЮ ТРЕМЯ метрами
12. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБЕИМИ
руками
ОБОИМИ
учениками
почти
в СТАХ работах
на
ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОМ метре
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ
процентами
13. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Встретил
ТРЁХ подруг
проводил
ДВУХ друзей
в ОБОИХ
системах отсчёта
зарегистрировать
ДВАДЦАТЬ ТРИ депутата
датировано
ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬИМ декабрём
14. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите словосочетание правильно.
ТРОЕ
СТУДЕНТОК
ЧЕТВЕРО
МАЛЬЧИШЕК
ДВОЕ
СУТОК
ЧЕТВЕРО
НОЖНИЦ
ТРОЕ
САНЕЙ
15. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите словосочетание правильно.
ТРИ
ПОРОСЁНКА
ПЯТЬ
БАЛЕРИН
В
ТЕЧЕНИЕ ДВАДЦАТИ ДВУХ СУТОК
Дрейфовали
ДВЕСТИ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ СУТОК
В
ДВЕ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году
16.
Устраните двусмысленность при употреблении местоимений: правильно сформулируйте
второе предложение (напечатайте предложение полностью).
Из
института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря.
17. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
идут
без НЕЁ
стоять
перед НИМ
идти
навстречу НЕЙ
при
помощи ЕЁ
в
отношении ЕГО
18. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
винить
САМУ себя
ИХНИЙ
план
ЕЁ
книга
ЕГО
учебники
ИХ
товарищи
19. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
выше
ИХ
в
отношении ЕГО
мимо ИХ
сзади
НЕГО
при
помощи ЕЁ
20.
Выберите вариант ответа, в котором предложение построено с ошибкой:
содержит двусмысленность при употреблении местоимения.
1) Воспитатель
обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий
хвост, он прыгает.
2)
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий
хвост, зверёк прыгает.
3)
Воспитатель обращает внимание на ребят на то, что у кролика длинные уши и
короткий хвост, животное прыгает.
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЧУЛОК
много ВАФЕЛЬ
нет ПРОСТЫНЬ
тяжёлых БУДНЕЙ
много ГРАБЛЕЙ
несколько банок ШПРОТОВ
Ответ: шпрот.
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
2. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
несколько килограммов
ГРАНАТОВ
пять килограммов
МАНДАРИНОВ
десять банок
ПОМИДОРОВ
большой урожай
ТОМАТОВ
несколько АПЕЛЬСИНОВ
немного МАНДАРИНОВ
Ответ: гранат.
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
3.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ТУРКМЕН
несколько МОНГОЛ
много ЦЫГАН
много РУМЫН
несколько ТУРОК
много МОНГОЛ
Ответ:
монголов
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
4. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРАКТОРА уже вышли в поле.
Завод выпускает ТРАКТОРЫ марки «Беларусь».
На совещание собрались ДИРЕКТОРА предприятий лёгкой
промышленности.
РЕКТОРЫ ведущих вузов России единогласны в своём
мнении.
Не все БУХГАЛТЕРА сдали документы.
Ответ:
бухгалтеры.
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
5. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
В небе над ТУШИНОМ.
Мы живём в КЕМЕРОВЕ.
Речь идёт об аэропорте в ШЕРЕМЕТЬЕВЕ.
Подъезжаем к ОСТАНКИНУ.
Живу в городе ИВАНОВЕ.
Ответ:
Иваново.
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
6.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
стакан КОФЕЙКУ
стакан крепкого ЧАЮ
кусок российского СЫРА
банка липового МЁДА
десять килограммов САХАРА
Ответ: чая
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
7. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
Много МОЛОДЁЖИ
История НАРОДА
Не до СМЕХУ
Задать ПЕРЦУ
Что есть ДУХА
Ответ: духу
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
8. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
ТРЕМЯСТАМИ шагами дальше
с ТЫСЯЧЬЮ
ПЯТЬЮСТАМИ ВОСЕМЬЮ рублями
не более ТРЁХСТА рублей
На ЧЕТЫРЁХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ участках
в ТЫСЯЧА ТРИСТА СЕДЬМОМ году
Ответ: трёхсот
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
9.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Не более ПОЛУТОРАСТА духовых оркестров
расстояние в
ТЫСЯЧУ СЕМЬ метров
СОРОКА ученикам
ДЕВЯНОСТО
работникам
Около СТА человек
Ответ:
девяноста
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
10.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПОЛТОРА килограммов сахара
о ДЕВЯНОСТА ПЯТИ сотрудниках
с ПОЛУТОРАСТА лошадьми
ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ СОРОК ТРЕТЬИМ годом
О СОРОКА школах
11. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ участникам
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
ПЯТИСТАМИ
ТРИДЦАТЬЮ ТРЕМЯ метрами
Ответ:
пятьюстами тридцатью тремя
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
12. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
ОБЕИМИ
руками
ОБОИМИ
учениками
почти в СТАХ работах
на ТРИСТА
ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОМ метре
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ
процентами
Ответ: СТА
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
13. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
Встретил
ТРЁХ подруг
проводил
ДВУХ друзей
в ОБОИХ системах отсчёта
зарегистрировать
ДВАДЦАТЬ ТРИ депутата
датировано
ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬИМ декабрём
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
14. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите словосочетание правильно.
ТРОЕ СТУДЕНТОК
ЧЕТВЕРО МАЛЬЧИШЕК
ДВОЕ
СУТОК
ЧЕТВЕРО
НОЖНИЦ
ТРОЕ
САНЕЙ
Ответ: три студентки
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
15. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите словосочетание правильно.
ТРИ ПОРОСЁНКА
ПЯТЬ
БАЛЕРИН
В ТЕЧЕНИЕ
ДВАДЦАТИ ДВУХ СУТОК
Дрейфовали
ДВЕСТИ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ СУТОК
В ДВЕ
ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году
Ответ:
в течение двухсот семидесяти трёх суток
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
16. Устраните двусмысленность при
употреблении местоимений: правильно сформулируйте второе предложение
(напечатайте предложение полностью).
Из
института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря.
Ответ: Скоро судно снялось с якоря.
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
17. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
идут без НЕЁ
стоять перед НИМ
идти навстречу НЕЙ
при помощи ЕЁ
в отношении ЕГО
Ответ:
ей
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
18.
В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
винить САМУ себя
ИХНИЙ
план
ЕЁ книга
ЕГО учебники
ИХ товарищи
Ответ: их
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
19.
В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
выше ИХ
в отношении ЕГО
мимо ИХ
сзади НЕГО
при помощи ЕЁ
Ответ:
них
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
20. Выберите
вариант ответа, в котором предложение построено с ошибкой: содержит двусмысленность при употреблении
местоимения.
1) Воспитатель
обращает внимание ребят на то, что у
кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.
2) Воспитатель обращает внимание ребят на
то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, зверёк прыгает.
3) Воспитатель обращает внимание на ребят
на то, что у кролика длинные уши и
короткий хвост, животное прыгает.
Примечание: за правильный ответ – 5 баллов.
За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл.
Теория к заданию 7 по русскому языку: Морфологические нормы (образование форм слова).
Алгоритм выполнения задания 7 ЕГЭ по русскому языку:
- Внимательно прочтите предложенные словосочетания.
- Определите части речи выделенных слов.
- Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
- Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как там большее количество информации.
- Выпишите правильное слово.
Что нужно знать:
- Падежные формы имен числительных
- Употребление собирательных числительных
- Употребление ОБА, ОБЕ
- Употребление числительных полтора, полтораста
- Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных
- Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов
- Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных
Морфологические нормы (образование форм слова).
Общее задание.
В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.
АДРЕСА
новоселов
косвенных
ПАДЕЖОВ
букет
ГЕОРГИНОВ
пара
МАНЖЕТ
у
СИДЕНИЙ автобуса
2.
салон
СПАЛЕН
побыстрее
ЛЯГ
СЕМЬ
ВОСЬМЫХ
день
ВЫБОРОВ
много
ОЧИСТОК
3.
выход
из ЯСЛЕЙ
скучать
по ВАМ
блюдо
из МАКАРОН
наиболее СВЕТЛЫЙ
ИГРАЯ
на улице
4.
временные
ПРОПУСКА
РИСУЯ
картины
более
ГЛУБОЧАЙШИЙ
пара
ПАГОН
всех ЧЕТВЕРТЕЙ
5.
язык
ТАДЖИКОВ
несколько
ПОЛОТЕНЕЦ
ПРОМОК
насквозь
заключить
выгодные ДОГОВОРА
много
МЕСТ
6.
сорт
ЯБЛОК
более
ШЕСТИСОТ рублей
песни
ГРУЗИН
РАЗОЖГЕТ
костер
килограмм
МАНДАРИНОВ
7.
ИССЯКНУЛ
несколько
КИЛОГРАММОВ
коллекция
СЕРЕГ
более
МОЛОЖЕ
ТРЕХ ЧЕТВЕРТЫХ
8.
несколько
ГРАММ
СОРОКА
лет
литература
УЗБЕКОВ
СИЛЬНЕЙШИЙ
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ книгами
9.
традиции
БОЛГАР
самый
МУДРЕЙШИЙ
во
время КАНИКУЛ
модель
ШОРТ
вкус
АПЕЛЬСИНОВ
10.
никаких
ДЕЛОВ
ПЯТНАДЦАТИ
километров
тарелка
ПЕЛЬМЕНЕЙ
о
ШЕСТИСТАХ моделях
монтаж
КУХОНЬ
№ теста
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ответ
|
падежей
|
очистков
|
вас
|
глубокий
|
договоры
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
ответ
|
разожжет
|
молодой
|
граммов
|
мудрый
|
дел
|
Заказать пособие |
Морфологические нормы.
Теория.
Каждая
часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко
представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных,
прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных
является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо
определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в
именительном падеже множественного числа.
Трудные
случаи образования форм имён существительных
1.
Именительный падеж множественного
числа
-
а, - я
|
- ы, -и
|
борт
- борта
вексель
- векселя
вензель
– вензеля
ворох
– вороха
директор
– директора
инспектор
– инспектора
катер
– катера
китель
– кителя
кузов
– кузова
купол
– купола
окорок
– окорока
округ
– округа
ордер
– ордера
паспорт
– паспорта
погреб
– погреба
профессор
– профессора
сторож
–сторожа
тенор
– тенора
фельдшер
– фельдшера
флюгер
– флюгера
хутор
- хутора
штабель
– штабеля
штемпель – штемпеля
шулер - шулера
|
бухгалтер
–бухгАлтеры
возраст -
вОзрасты
грифель –
грИфели
грунт – грУнты
диспетчер –
диспЕтчеры
договор – договОры
драйвер –
дрАйверы
инженер –
инженЕры
конструктор –
констрУкторы
лектор –
лЕкторы
лифт – лИфты
плейер –
плЕйеры
порт – пОрты
приговор – приговОры
принтер –
прИнтеры
прожектор –
прожЕкторы
редактор –
редАкторы
ректор –
ректоры
свитер –
свИтеры
сектор –
секторы
склад – склАды
слесарь –
слЕсари
торт – тОрты
тренер –
тренеры
штаб
– штабЫ
штурман
- штурманы
|
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей
именительного падежа множественного числа:
·
Склоняемые существительные среднего
рода, начальная форма которых оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа именительного
падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют
существительные с ударными окончаниями
множественного числа: войска и облака.
·
Остальные существительные среднего
рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.
В некоторых случаях окончания
существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения
слов:
-
а, - я
|
- ы, -и
|
адресА
(новосёлов)
векА (средние)
годА (мои)
колЕна (трубы)
корпусА
(заводские)
кренделЯ
(выводить ногами)
мехА
(соболиные)
мужьЯ ( и
жёны)
образА
(святых)
орденА ( и
медали)
пропускА
(временные)
|
Адресы
(поздравительные)
вЕки (вечные)
гОды (войны)
колЕни
(больные)
кОрпусы
(часов)
крЕндели
(вкусные)
мехИ
(кузнечные)
мужИ (учёные)
Образы
(литературные)
Ордены
(монашеские)
прОпуски
(занятий)
|
2. Родительный
падеж множественного числа
-ов, -ев
|
нулевое
|
Названия
национальностей:
|
|
бедуинов, казахов,
калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов,
якутов
|
армян,
башкир, болгар, бурят, грузин
|
Названия отдельных лиц:
(пять)
гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов
|
Названия воинских соединений: (эскадрон)
гусар, (отряд)
гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан
|
Растительный мир:
|
|
абрикосов,
ананасов, апельсинов,
баклажанов,
бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов
|
яблок
|
Единицы измерения:
|
|
байтов,
гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров
|
ампер, аршин,
бит, ватт, вольт, радиан, рентген
|
Парные предметы:
|
|
боков,
бронхов, джинсов, гольфов,
клипсов,
носков, рельсов
|
ботинок,
валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
|
Названия предметов и явлений:
|
|
браслетов,
брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов
|
погонь, мест, окон, стёкол
|
Сущ. ср.р. на -це:
|
|
болотцев,
деревцев, кружевцев, оконцев
|
блюдец,
зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец
|
-ей
|
нулевое
|
Сущ. ж.р. и общ. р. :
|
Сущ. ж.р. и общ. р. :
|
ведомостЕй,
лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей
|
вАфель,
пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн,
серЁг, сирОт
|
Сущ. ж.р. на -ия, ья:
|
|
армий,
аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий.
ПолынЕй (полынья), статей, судей
|
|
Сущ. ср.р. на -ье:
|
|
гуляний,
застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений,
снАдобий, солений, ущелий
|
|
Сущ. ср.р. на -ьё :
|
|
ружей, питЕй,
НО копий
|
|
Сущ. ж.р. на –ня:
|
|
богинь,
погонь, тихонь, яблонь;
басен, башен,
боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;
барышень,
боярышень, деревень, кухонь
|
Следует
запомнить: солнце – солнц.
3. Родительный
падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во
множественном числе
-ов
|
-ей
|
нулевое
|
вЫборов,
дебАтов,джИнсов,
зАморозков,
кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,
чИпсов
|
бУдней,
дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей
|
зраз, жабр,
канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот
|
Для
некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно;
это слова мечта, мольба, башка. Слова
щец и дровец не имеют других форм,
кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён
прилагательных
Образование степеней сравнения
Разряд
прилагательных
|
сравнительная степень
|
превосходная степень
|
||
простая
|
составная
|
простая
|
составная
|
|
качественные
|
-ее (-ей):
сильнее
-ше : раньше
-е
: реже
|
более…:
более сильный
менее…:
менее
сильный
|
-айш (ий):
строжайший
-ейш (ий):
сильнейший
|
простая
сравнит. степень +
всего (всех):
глубже всех
наиболее
(наименее) …:
наиболее
качественный
самый
глубокий
|
относительные
|
Не
образуется
|
|||
притяжательные
|
Не
образуется
|
Очень
часто в задании встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании
степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо
помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать
простую и составную формы степеней сравнения.
Трудные случаи
образования форм числительных
1. Склонение
имён числительных
И.п.
|
Р.п.
|
Д.п.
|
В.п.
|
Т.п.
|
П.п.
|
|||||||||||
неод.
|
одуш.
|
|||||||||||||||
один
|
ед.ч.
|
м. р.
|
один
|
одного
|
одному
|
один
|
одного
|
одним
|
об одном
|
|||||||
ср. р.
|
одно
|
одно
|
||||||||||||||
ж.р.
|
одна
|
одной
|
одной
|
одну
|
одной
|
одной
|
||||||||||
мн.ч.
|
одни
|
одних
|
одним
|
одни
|
одних
|
одними
|
одних
|
|||||||||
два
|
м.р. ср.р
|
два
|
двух
|
двум
|
два
|
двух
|
двумя
|
двух
|
||||||||
ж.р.
|
две
|
две
|
||||||||||||||
оба
|
м.р. ср.р
|
оба
|
обоих
|
обоим
|
оба
|
обоих
|
обоими
|
обоих
|
||||||||
ж.р.
|
обе
|
обеих
|
обеим
|
обе
|
обеих
|
обеими
|
обеих
|
|||||||||
полтора (-ы)
|
м.р. ср.р
|
полтора
|
полутора
|
полутора
|
полтора
|
полутора
|
полутора
|
|||||||||
ж.р.
|
полторы
|
полторы
|
||||||||||||||
3, 4
|
три
|
трех
|
трем
|
три
|
трех
|
тремя
|
трех
|
|||||||||
5 – 20, 30
|
пять
|
пяти
|
пяти
|
пять
|
пятью
|
пяти
|
||||||||||
40, 90, 100
|
сорок
|
сорока
|
сорока
|
сорок
|
сорока
|
сорока
|
||||||||||
Сложные (состоят из двух корней; имеют два
окончания при склонении)
|
||||||||||||||||
И.п.
|
Р.п.
|
Д.п.
|
В.п.
|
Т.п.
|
П.п.
|
|||||||||||
полтораста
|
полтораста
|
полутораста
|
полутораста
|
полтораста
|
полутораста
|
полутораста
|
||||||||||
50, 60, 70, 80
|
пятьдесят
|
пятидесяти
|
пятидесяти
|
пятьдесят
|
пятью-десятью
|
пятидесяти
|
||||||||||
200
|
двести
|
двухсот
|
двумстам
|
двести
|
двумястами
|
о двухстах
|
||||||||||
300, 400
|
триста
|
трехсот
|
тремстам
|
триста
|
тремястами
|
о трехстах
|
||||||||||
500, 600, 700,
800, 900
|
пятьсот
|
пятисот
|
пятистам
|
пятьсот
|
пятьюстами
|
о пятистах
|
||||||||||
Составные (состоят из нескольких слов)
|
||||||||||||||||
Например:
375
|
Триста
семьдесят пять
|
Трёхсот семидесяти
пяти
|
Трёмстам семидесяти
пяти
|
Триста
семьдесят пять
|
тремястами
семьюдесятью
пятью
|
о трёхстах семидесяти
пяти
|
||||||||||
Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро,
шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)
|
||||||||||||||||
2 - 3
|
И.п.
|
Р.п.
|
Д.п.
|
В.п.
|
Т.п.
|
П.п.
|
||||||||||
неод.
|
одуш.
|
|||||||||||||||
двое
|
двоих
|
двоим
|
двое
|
двоих
|
двоими
|
двоих
|
||||||||||
4 - 10
|
пятеро
|
пятерых
|
пятерым
|
пятеро
|
пятерых
|
пятерыми
|
пятерых
|
|||||||||
2.
Нормы сочетания числительных с
существительными
Собирательные числительные (двое,
трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих
случаях:
·
с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей,
трое братьев);
·
с существительными дети, люди, а также с
существительными, обозначающими названия детёнышей
животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
·
с
существительными, имеющими форму только множественного числа и
обозначающими названия парных или
составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих,
обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба
брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) –
только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Дополнительно: упражнения
Трудные
случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их
имеет только эту форму.
Трудные
случаи образования форм глаголов
1. Образование форм повелительного
наклонения некоторых глаголов
Инфинитив
|
Ед.ч.
|
Мн.ч.
|
глядеть
|
гляди
|
глядите
|
ехать
|
поезжай
|
поезжайте
|
лазать
|
лазай
|
лазайте
|
лезть
|
полезай,
лезь
|
полезайте,
лезьте
|
лечь
|
ляг
|
лягте
|
трогать
|
трогай
|
трогайте
|
2. В форме множественного
числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется
постфикс – сь: умываться –
умывайся, умывайтесь.
3. Глагол
класть (всегда без приставки)
4. Глаголы
положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
Практикум
1.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём 2) косвенных падежов З) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны
2. Укажите
ошибку в образовании формы слова:
1) лягте на пол 2) самый красивейший 3) пара носков 4) пятисот лет
3.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) больше шестиста рублей 2) нет
мест 3) проиграв вступление 4) в двухстах метрах
4.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) пять апельсинов 2)
наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на
их территории
5. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько ножниц 2)
умелые повара 3) двое
подружек 4) в полутора часах
6.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько килограммов 2) скучать по вам
3) до тысяча восемьсот двенадцатого
года 4) строгие инспектора
7. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько грамм 2)
выправь текст 3) двадцать три
юноши 4) старые профессора
8
. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) немного апельсин 2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года 4) уважаемые директора
9.
В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яблонь
2) свечей
3)
платьев
4) блюдцев
10.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) более глубочайший
2)
лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
11.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лажу по крышам
2)
часовые пояса
3)
с семьюстами метрами
4) разожгёт костер
12.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) двести граммов
2)
их тетради
3)
из полутора метров материи
4)
самый молодой
13.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) служебные пропуска
2)
пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
14.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) бегите
2)
вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
15.
Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) поезжайте
2)
съездите
3) младше
4) более моложе
Ответы:
1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4,
12 – 3, 13 - 4,
14 – 3, 15 – 4. Щербакова Е. А.
Классицикация ошибок
Морфологические нормы (образование форм слова)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Справочная информация
Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.
Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.
Имя существительное
Образование множественного числа:
Слова на Ы - И:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты
Слова на А - Я:
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
Образование форм родительного падежа множественного числа:
Форма на ОВ - ЕВ:
несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;
много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев
Форма с нулевым окончанием:
пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко
Имя прилагательное
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
Имя числительное
1. Образование и изменение форм составных числительных:
в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью
2. Склонение сложных и составных числительных:
двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах
Совет:
Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.
И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:
И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:
И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)
Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)
Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:
И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)
3. Употребление собирательных числительных:
двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.
Совет:
Поскольку тема вызывает много проблем, запомните случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:
1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.
4. Употребление числительных оба, обе:
Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.
Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.
Местоимение
Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников
* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Глагол
1. Образование личных форм:
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
Совет:
Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:
Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
4. Образование форм прошедшего времени:
Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
Причастие
Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Деепричастие
Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
Наречие
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
Потробнее( теоритические сведения) смотрите ниже.
Практикум
Комментариев нет:
Отправить комментарий